Вопрос читателя:
Здравствуйте. Подскажите, можно ли православному человеку работать в сфере депиляции (удаление волос с тела)? Спасибо.
Ольга
Отвечает протоиерей Александр Овчаренко:
Уважаемая Ольга.
Во-первых, труд является органичной частью человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что вначале «не было человека для возделывания земли» (Быт.2:5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт.2:15). Труд — это творческое раскрытие человека. Кто не работает, тот да не ест. Так сказал вовсе не строитель коммунизма, а апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол. 3:10).
Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти. Современное общество потребления придумало множество специальностей и профессий. Некоторые из них считаются терпимыми с точки зрения христианского мировоззрения, другие — недопустимыми.
Конкретного мнения всей полноты Церкви по таким вопросам мы не найдем по причине их локальности. Да и в наставлениях Святых отцов тоже вряд ли отыщем. Могу высказать только свое личное мнение. С одной стороны, всё, что мы имеем, в том числе и наша внешность, дано нам Богом. «У вас, — говорит Господь, — и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30). А если на голове, то и везде. Но, с другой стороны, дело, конечно, не в волосах. Этими словами Господь показал, насколько важен сам человек для Бога и как велик Его непостижимый Промысл!
Везде надо иметь рассуждение. Также у нас во всем должна быть цель и смысл. Для чего мы подстригаем ногти или волосы на голове? Чтобы поддерживать чистоту, не разносить инфекции и не «превратиться» в чудовище с когтями. А есть еще эстетика и необходимость. Например, мы, священники постригаем усы, чтобы в Чаше при причастии не касаться ими Святых Даров.
Косметология - дело тонкое. В ряде случаев её можно рассматривать как необходимую помощь при удалении телесных дефектов, а значит и как поддержку психологического здоровья. Ведь грех уродует и наши души, и наши тела. При правильном отношении к внешней красоте нашего тела, не забывая про внутреннего человека, мы достигаем баланса.
Совсем другое дело — использование косметических процедур для кайфа, обольщения, тщеславия, которые в большинстве своем только наносят вред душе и телу. Посетители, а чаще всего посетительницы, становятся заложниками салонов и доходят буквально до безумия, пытаясь соответствовать «нормам красоты». Несчастные, обманутые, они тратят сумасшедшие деньги, отказывая себе и ближним в элементарных необходимых вещах только для того, чтобы обязательно пройти еще раз вожделенные процедуры и выглядеть «на все 100».
Я не считаю депиляцию грехом. Но должна быть мера. Также полагаю, что, если православный человек работает в сфере депиляции, но регулярно, постоянно, по мере своих сил, как христианин оказывает благотворительность, подает милостыню, то такой его труд будет обязательно благословлен Богом.
Умудри Вас Господь, Ольга!