Вопрос читателя:
Можно ли православному человеку молиться чужим святым? У моей православной подруги есть родственница-мусульманка, которая не может иметь детей. Подруга говорит ей, что она сама молилась такому-то святому и он дал ей ребёнка. Родственница говорит? «А мне кому молиться? Это же ваш святой». И подруга говорит, что если бы она знала, что в другой религии есть святой, который помогает деторождению, она бы, без сомнения, молилась ему, ведь Бог один и она святому молится, а не кому-то плохому. Как думаете, допустимо ли это? Разве можно искать пророков в чужом отечестве? И как после этого обращаться к своим святым? Ведь это расписаться в их бессилии.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Смотрите, как обстоят дела с молитвой и святыми. Святые — это люди, которые смогли прожить жизнь таким образом, чтобы максимально приблизиться к Богу, убрать из своей души, из своего сердца все те нехорошие движения (злобу, обиду, гнев, зависть и пр), которые мешают человеку быть таким, каким его задумал Господь — то есть жить с любовью к себе, миру, другим людям и с миром внутри, в сердце. Человек ведь задуман именно таким: он создан по образу Бога (то есть со свободной волей и со способностью к творчеству) и призван быть подобием Бога (а это и есть та самая жизнь по любви, но не потому что тебя принудили, а потому что ты сам именно это и выбрал).
Все в этом мире создано Богом и все Им держится. Сама жизнь — это дар Божий, и в полноте человек может реализоваться только в согласии с Богом. Речь о любом человеке, и вот святые — это те, у кого это получилось. Мы знаем несколько десятков святых, специалисты по истории Церкви или те, кто регулярно заглядывает в церковный календарь, знают сотни святых, а вообще таких людей гораздо больше. Канонизация — это признание Церковью того, что опыт жизни данного святого полностью соответствует христианским ценностям и что у человека получилось прожить жизнь так, как я написал выше. Как Вы понимаете, есть много людей, о которых широко не известно и они не канонизированы официально, но они все равно святые, просто неизвестные.
Все, что человеку дается, дает Бог. Молитва к святым — это, на самом деле, просьба к ним помолиться вместе с нами о том, что нам нужно, что нас тревожит или волнует. Есть ошибочное народное представление о том, что какой-то святой дает здоровье, кто-то «отвечает» за работу, а к кому-то нужно обращаться, чтобы он дал ребенка... Это все не вполне правильно, потому что, повторюсь, дает Господь, а святые, как наши друзья, могут помолиться вместе с нами точно так же, как мы можем молиться не только лично, но и попросить других людей попросить Бога вместе с нами, потому что так будет немного попроще. Опять же, святые, которые и в жизни были с Богом, и после смерти с Ним, молятся очень искренне, от сердца, и к их горячей молитве порой попроще присоединиться, чем собрать на молитву себя, вот и все (см. Почему мы молимся святым? Ведь есть же Бог!).
И в этом смысле просить кого-то, кто в какой-то другой религии признан святым (праведником?) — это бессмысленно, потому что мы верим, что именно мы правильно понимаем, Кто такой Бог, каков Он, и именно тот опыт, который зафиксирован в нашем церковном предании, и есть тот жизненный опыт, который для человека является эталонным. И именно те, кто смог прожить жизнь таким образом, и называются у нас святыми, и они-то как раз и умеют помолиться и имеют правильное для этого внутреннее расположение.
Вы совершенно спокойно можете обращаться к Богу и напрямую, у нас есть такая привилегия от Творца. А просить о помощи праведников из другой религиозной традиции — это просто бессмысленно, опыт у них не тот, а часто и прямо противоположный тому, который у нас требуется, и о Боге понятие искаженное. Ну и чем такой праведник поможет?
Что касается родственницы, скажите ей, что она совершенно спокойно может помолиться Богу и попросить о помощи святых, они не откажут.
С Богом!