Вопрос читателя:
Добрый день. Во время чтения Евангелия в нашем храме диакон выходит на солею и встает спиной к алтарю и лицом к людям. Почему так? Разве можно читать Евангелие спиной к алтарю? Не противоречит ли это Уставу Церкви?
Юлия
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Юлия, богослужебный устав допускает чтение Евангелия лицом к народу и, соответственно, спиной к алтарю. Это прямо предписано в Великий четверток при совершении чина умовения ног и в великую вечерню Пасхи. Так что ничего недопустимого в этом нет. Согласитесь, что если молитва совершается священнослужителем, то ему логично быть обращенным лицом к Тому, к Кому он молится, а значит, к алтарю.
Чтение Евангелия направлено к прихожанам и вполне логично его читать лицом к ним. Именно так совершается чтение Евангелия в некоторых Поместных Церквах. Впрочем, если тот или иной священник совершает богослужение в отрыве от местной традиции, то это может вызывать недоумение, как и произошло в Вашем случае.
Разумно будет подойти к настоятелю и спросить, по какой причине были приняты изменения. Может быть, особенности акустики храма не позволяют иначе сделать доступным для внимания читаемый текст, может на это есть и другие причины. Главное, чтобы в разговоре с настоятелем Вы не стали его обвинять в «модернизме» или нарушении устава церковного богослужения. Если ответ настоятеля Вас не удовлетворит, Вы всегда можете обратиться к благочинному и поделиться своими тревогами.
Конечно же, прихожанам может быть некомфортно, когда привычный ход богослужения несколько изменяется. Но из этого не стоит делать скоропалительных выводов. Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда несколько прихожан покинули свой приход потому, что чтец Апостола стал выносить Апостол не на уровне груди, а стал поднимать его выше головы. Согласитесь, сомнительный повод.
Так что призываю Вас сохранять благоразумие и не искать в действиях духовенства что-то плохое. Ведь батюшка, чаще всего, заботится именно о прихожанах, а не о себе. В Вашем случае уж точно служащий священник стал хуже слышать Евангелие, а вот прихожане — наоборот.
Храни Вас Господь!