Можно ли без помощи Бога стать полноценным человеком и исцелиться от греха? – Православный журнал «Фома»
Можно ли без помощи Бога стать полноценным человеком и исцелиться от греха?
Фото: StockSnap/pixabay.com

Можно ли без помощи Бога стать полноценным человеком и исцелиться от греха?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Сложный вопрос. Я давно обдумываю идею Ницше о «сверхчеловеке» и примеряю её на Христианство. Животное -> Человек -> Сверхчеловек. Ницше говорит о том, что мы всего лишь переходная форма, которая в итоге должна стать сверхчеловеком (или богочеловеком, как Христос, в случае с христианством). Но мы знаем из первых глав Бытия, что Адам (идеальный человек) перестал после первородного греха быть полноценным человеком, отсюда я переделал концепцию Ницше: животное -> недочеловек -> человек (Адам до грехопадения или человеческая природа Христа).

Получается, можно сделать вывод, что святыми мы называем тех людей, которые стали полноценным человеком. Вопрос: можно ли своими силами без помощи Бога стать полноценным человеком? То есть самому излечить себя от грехов? Были ли такие святые среди отшельников или затворников? Ещё я бы добавил популярную фразу Святителя Афанасия Александрийского: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Отсюда: животное -> недочеловек -> человек -> богочеловек?/Бог? Ещё интереснее получается.

Я понимаю, что стать идеальным человеком с точки зрения христианства не является самой целью, а является лишь средством к достижению Царства Небесного, но все же интересно услышать ваше мнение о моих рассуждений. Заранее Спасибо!

Валерий

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Валерий!

Попытка совместить учение Ницше с Евангелием привела Вас к той же логической ошибке, что и самого философа. Сверхчеловек Ницше создает себя сам. Ему не нужен для этого Бог. В этом смысле идеи философа — продолжение библейского строительства Вавилонской башни. Если Вы помните, целью такого строительства было «сделать себе имя» (см. Быт. 11, 4).

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить ещё и его тень!», — читаем мы у Ницше. То есть он не только не нуждается в Боге, но открыто вступает на тропу богоборчества. Сверхчеловек Ницше — прямо антихристианская антитеза Богочеловеку Христу.

Грехопадение многое разрушило в Адаме. Но самой горькой потерей можно назвать прекращение прямого общения человека с Богом. Только через такое общение Адам и Ева были призваны стать богами по благодати. Богочеловек Христос сначала в самом себе восстанавливает целостность человеческой природы и открывает возможность общения человека с Богом через Самого Себя.

Без помощи Бога не просто нельзя стать полноценным человеком. Без Его поддержки трудно просто оставаться человеком и не скатиться в скотство греха. Святые вовсе не стремились к совершенствованию собственной человеческой природы, а беспокоились только о спасении бессмертной души. В этом их кардинальное отличие от аскетов других религий. И, конечно, никакое самоизлечение от греха невозможно. Без благодати Божией даже самый сильный человек не может побороть самого себя, свои греховные страсти.

В ход Ваших рассуждений вкралась досадная ошибка, которую, впрочем, совершили до вас многие ученые эпохи Просвещения. Философы ХХ века, уже после Ницше, скептически отнеслись к идее совершенствования человека, описав его слабым, боящимся, запуганным и запутавшимся существом. Немалую роль в подобной рефлексии сыграли последствия двух мировых войн, в развязывании которых немалую роль сыграла и идеология ницшеанства. Подробный разбор ницшеанства с христианских позиций можно прочитать по ссылке.

В русской культуре антиподом философии Ницше можно назвать творчество Достоевского. Основные работы немецкого философа вышли после смерти Федора Михайловича. Но оба автора сосредоточены вокруг осмысления христианства. И если Ницше полностью отрицает христианство, то Достоевский мучительно ищет Христа и описывает не торжество сверхчеловека, а муки оставленной Богом совести. Подробнее об этом можно прочитать в четвертом томе книги Сергея Дмитриевича Артамонова «Сорок веков мировой литературы».

Дух творчества Ницше — прямо антихристианский. Его можно назвать последним апологетом философского язычества. Не случайно именно ницшеанство легло в основу немецкого нацизма. Как священник призываю Вас внимательнее отнестись к духовным истокам философских учений и не смешивать несовместимое в своих поисках. Евангельское учение несравнимо выше человеческой философии и только оно приведет Вас ко спасению, если Вы примете его без искажений.

Помоги Вам Господи отличить истину от лжи!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (14 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    20 октября 2022
    Поделиться:

    • Catilina
      Catilina1 месяц назадОтветить

      Ницше закончил свою жизнь в полубезумном состоянии. Так сказать доразмышлялся над созданием сверхчеловека.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь