Из Священного Писания, учебников по религиоведению, исторических источников и этнографических исследований мы знаем, что во все времена существовали люди, занимавшиеся магией и колдовством. В мировых религиях отношение к ним было резко негативным. В библейской книге Исход содержится предельно жесткое повеление: ворожеи не оставляй в живых (Исх 22:18). Но предложение неразрывно связано со спросом, а значит, всегда находились и те, кто пользовался услугами, предоставляемыми ведьмами и колдунами. Есть такие люди и среди наших современников — иначе какой смысл был бы в рекламных объявлениях о приворотах, отворотах, снятии порчи, сглаза и венца безбрачия, которые можно в изобилии встретить в Интернете и на последних страницах бульварных изданий.

Чем объясняется эта популярность? Возможно тем, что магия и колдовство — штука простая, понятная и механическая. Нужно прочитать текст заклинания, произвести те или иные действия, смешать определенные ингредиенты, приготовить снадобье, дать его человеку выпить/съесть/понюхать, и «результат гарантирован». Нередко люди с магическим сознанием приходят в церковь. Их легко узнать по вопросам: сколько свечек и кому надо поставить, какую именно молитву прочитать, сколько записок и в какие храмы/монастыри подать, чтобы исполнить конкретное желание и т. д. Бог и святые воспринимаются в этом случае по аналогии с торговым автоматом, который за плату выдает вам бутылку газированной воды или шоколадный батончик. Ни о духовных усилиях, ни о стремлении войти в личное общение с Богом тут нет и речи. Все предельно прагматично: do, ut des, как говорили древние римляне — я даю, чтобы ты дал. Но не этого ждет от нас Господь. «Сын мой! Отдай сердце твое мне», — говорит Он устами ветхозаветного мудреца.

Вера в силу магического воздействия и вера в Бога несовместимы. Как несовместимы, даже при наличии некоторого внешнего сходства, молитва и заклинание, священные обряды и колдовские пассы. Вера в Бога определяет всю жизнь человека, формирует смысл и содержание его бытия. Молитва — это диалог двух свободных существ. Верующий понимает, что Богом нельзя манипулировать, что Его нельзя заставить или подкупить. Можно лишь благодарить, просить и полагаться на Его волю, благую, угодную и совершенную (Рим 12:2). Настоящий христианин избавлен от страха, потому что, как пишет апостол Павел, если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8:31). Он с достоинством и смирением принимает все, что происходит в его жизни, зная, что, по слову Господа, у него и волосы на голове все сочтены (Лк 12:7). Напротив, магия и колдовство — это всегда насилие и принуждение. Это попытка управлять духовной реальностью без понимания того, по каким законам она существует. И, самое главное, это обращение к тому, кого Иисус Христос назвал человекоубийцей от начала и отцом лжи — диаволу (Ин 8:44). А значит, все, что предлагает магия, оборачивается обманом, иллюзией и в конечном итоге ведет к гибели человека, причем не только духовной, но и физической.

Может ли колдун причинить вред верующему?

Поэтому главная защита от колдовства — вера в Бога, «содержащего в деснице Своей все пути жизни человеческой»*из Акафиста Слава Богу за всё. По вере вашей да будет вам (Мф 9:29), — говорит Господь. Если человек верит в колдовство и боится его, то его вера обязательно получит подтверждение. «Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить, — писал преподобный Макарий Оптинский. — Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться и — заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов».

В психологии это явление известно под названием самоисполняющихся пророчеств, когда люди своими же действиями и усилиями бессознательно воплощают в жизнь имеющиеся у них ожидания, опасения и страхи. Этот механизм можно проиллюстрировать на примере развития болезни. Человек, который боится заболеть, или, применительно к нашей теме, уверен, что некто навел на него порчу, находится в постоянном напряжении, «накручивает» себя, начинает испытывать сильный страх. Его нервная система истощается, способность организма бороться с инфекциями снижается и, наконец, человек заболевает в силу естественных причин, поскольку стресс оказывает мощное разрушительное воздействие на иммунитет. Печально, что в этом случае вера больного в воздействие колдовства, как правило, еще больше возрастает и он попадает в порочный круг, из которого очень трудно выйти без помощи священника или психолога.

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим, — писал по этому поводу святитель Василий Великий. — Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное евангельским законом и ожидай наслаждения благами».

Вместо того, чтобы бояться колдовства и винить во всех своих бедах соседку, наславшую порчу и сглаз, нужно жить по евангельским заповедям, осознанно относиться к жизни и не бояться брать на себя ответственность. И во всех обстоятельствах — как благоприятных, так и скорбных — уповать на Бога, а не на людей, помня о том, что Бог верен, а всякий человек лжив (Рим 3:4).

11
6
Сохранить
Поделиться: