Леонидас ПАНТЕЛИДЕС родился в 1953 году в Никосии, столице Кипра. В 1983 году получил степень доктора философии в английском Университете Кента. С 1987 года состоит на службе в Министерстве иностранных дел Республики Кипр. Работал в должности первого секретаря Посольства в Вашингтоне. Был послом Кипра в Швеции, Латвии и других странах. Женат. Имеет четверых детей.
– Господин посол, Вы наблюдаете за жизнью России как бы со стороны, и потому Ваше мнение особенно интересно. Скажите, что в сегодняшней российской действительности Вам нравится, а что вызывает тревогу?
– Если позволите, я начну с того, что меня удивляет. А удивляет меня то, как в русских церквях поют “Символ Веры”. Все. И старые, и молодые. Удивительно - все, кто находятся в храме во время службы, знают этот текст. Откуда? Лично я учил его в средней школе, когда мы проходили “Закон Божий”, но в русских школах такой дисциплины нет.
Казалось бы, за семьдесят лет атеизма и безбожия всякая связь с Православием должна быть потеряна, но это не так. После века безверия Россия начинает свою религиозную жизнь отнюдь не с нуля. Русский народ – не народ-неофит! Создается впечатление, что люди все это время прятали Православие где-то в глубине своей души, а теперь, когда появилась возможность, явили его всему миру.
Конечно, Россия переживает большие перемены и не все из них к лучшему. Взгляните: сколько в Москве за последние время появилось казино и игровых залов! А кто сегодня формирует образ вашей страны заграницей? Внезапно обогатившиеся нувориши, не знающие, куда им деть свои деньги.
Москва – замечательный, солнечный город, но его “ночная жизнь” просто ужасна. Это сверкающая витрина, в которой видишь много дорогих вещей, красивых машин и роскошную жизнь, но она не имеет никакого отношения к настоящей жизни города. Многие иностранцы попались в эту ловушку. Приняли весь этот глянцевый блеск и культ потребительства за российскую действительность. Они не увидели за всем этим настоящей России, и в результате у них появилось предвзятое отношение к вашей стране. Слава Богу, отправляясь сюда, я уже много знал о России, и потому не попался на эту удочку. Да и заслоняющая настоящую жизнь “витрина” – не только российская проблема.
К примеру, у нас на Кипре идет такая же “коммерциализация” праздников. Как и во всей Европе, Рождество становится все более “светским” и каким-то неестественным. Лично меня коробит, когда о Рождестве начинают говорить за два месяца и лишь потому, что хотят тебе что-то продать, а как только праздник кончается, сразу же начинают рекламировать следующий. Это неправильно. Но это все – тоже наносное и не имеет отношения к жизни и традициям настоящего Кипра.
– А какие праздники популярны сегодня в вашей стране?
– На Кипре сохранились традиции отмечать церковные праздники. Самые популярные из них: Рождество, Пасха и Успение, которое на Кипре отмечают15 августа. Ну и конечно, Новый Год.
По-моему, в расположении этих дней есть своя мудрость. Должны быть осенние, весенние, зимние и летние праздники. Ведь это каждый раз свое, уникальное настроение.
Что касается традиций, то важнейшая из них, по-моему, это собираться на праздник всем родственникам и друзьям, общаться со своими близкими. В нашей семье, например, мы завели такую традицию: на Рождество собираемся у меня в Москве, а Пасху празднуем дома, на Кипре.
Кстати, когда на Кипре говорят “всей семьей”, не всегда имеют в виду то же, что в России. В моем доме на Пасху собираются человек тридцать-сорок, приезжают самые дальние родственники. И три дня подряд мы празднуем, танцуем, поем... У моей жены в роду все прекрасные певцы!
– У вас большая семья?
– У моих родителей было четверо детей. Один мой брат живет теперь в Новой Зеландии, второй брат и сестра – на Кипре. Но мы стараемся видеться хотя бы раз в год. К примеру, в последний раз встречались в августе в моем доме, в Москве.
У меня у самого четверо детей. И в семье моей жены тоже.
Вообще, на Кипре многодетные семьи – не редкость. Было время, когда люди предпочитали заводить одного ребенка, но потом на острове наладилась экономика, и рожать стали больше. Правда, когда-то давно многодетность была необходимостью – семьям требовались рабочие руки, теперь это просто желание людей иметь большую семью.
– А у нас даже финансово благополучные родители рожать не спешат...
– Я думаю, это пройдет. На Кипре у меня много друзей, это богатые и еще довольно молодые люди, но у них у всех много детей. Ведь дети – лучший способ передать свое богатство. Ни один предмет не даст тебе того счастья, которое могут принести твои близкие, твоя семья. То, что ты вкладываешь в бездушные вещи, портится и разрушается, а то, что вложено в людей, растет и умножается.
В России это тоже поймут, просто должно пройти время. Это все тот же синдром нуворишей - болезнь общественной ломки. Готов поспорить, что внуков у этих людей будет уже очень много. Это факт – если ребенок вырос в одиночестве, ему самому захочется иметь много детей, большую семью. Все мои друзья, выросшие без братьев и сестер, говорят так.
– Можно ли назвать сегодняшний Кипр религиозным государством?
– По Конституции 1960 года Церковь отделена от государства, и это неплохая идея. Я не верю в религиозное государство. Я верю в государство, которое дает человеку возможность расти и в культурном, и в духовном плане. Если власть начнет диктовать людям, во что им верить – ничего хорошего из этого не выйдет, это только заведет общество в тупик. Вера – это самостоятельный выбор каждого человека.
У нас на Кипре нет законов, определяющих роль Церкви в обществе, но она продолжает оставаться важным элементом жизни острова. Правда, киприоты всегда славились умеренностью в проявлении своих чувств, а потому никогда не выказывали свою религиозность открыто и никогда не были фанатиками.
Мне тоже кажется, что внешняя религиозность не самое главное. В человеке должна быть гармония между тем, что он чувствует и тем, что он делает. Недостаточно просто верить, нужно подкреплять свою веру делами. Но одних только внешних дел – тоже недостаточно. Религия – это способ восприятия мира, взгляд на жизнь под определенным углом.
Киприоты воспринимают мир именно с христианской точки зрения, и этим они похожи на россиян. В наших странах Православие существует уже очень долго, оно укоренилось в нашем сознании. И это “христианское” сознание продолжает влиять на нас, так что на Кипре общество все еще остается очень религиозным, и говорить о его переходе в светскую ипостась пока рано.
– Но тенденция к этому существует?
–Существует. Хорошо это или плохо? Знаете, любое историческое явление имеет свои отрицательные и положительные стороны. Какие-то плюсы остались в прошлом, зато вместо них появились новые. Главное– у каждого человека пока есть выбор, каждый может сам решить, как себя вести. Пока есть свобода воли, человек остается человеком.
Мне кажется, что Церковь должна это учитывать, быть чуткой к смене эпох и находить новые подходы для разговора с обществом. Но при этом ни в коем случае нельзя отказываться от тех основ христианства, на которых и зиждется Церковь, иначе Православие просто перестанет быть Православием.
– Россия и Кипр - культурно близкие государства, но насколько хорошо они знают друг друга?
– Действительно – наши народы близки. Россия для киприотов вовсе не далекая неведомая страна. Мы помним, что наши страны связывает общая история, и считаем Россию братской страной.
Подростком я много читал русскую литературу, моя дочка тоже прочла Достоевского еще до поступления в институт, где его произведения включены в учебную программу.
Конечно, культурные связи необходимо поддерживать и укреплять. Буквально несколько месяцев назад наше посольство организовало поездку на Кипр детского хора из России. Он выступал во всех крупных городах острова и везде пользовался успехом.
– Вы много лет состоите на дипломатической службе. Скажите, в чем основная задача дипломата?
– В моем представлении, – в том, чтобы создать правильное впечатление о своей стране. Важно, чтобы впечатление это было положительным, но еще важнее, чтобы оно соответствовало действительности. Я представляю страну, в которой сосуществуют две религии – христианство и ислам. И мы стремимся создать государство, где греки-киприоты и турки-киприоты могли бы мирно существовать друг с другом. Добиваясь этого, мы столкнулись с немалым количеством проблем.
Поэтому целью нашей дипломатии должно стать воссоздание целостного Кипра - острова свободных людей, где для каждого есть место, независимо от их веры или языка.
Да, Кипр – одна из древнейших христианских стран мира, и я потомок людей этой традиции. Но как дипломат я представляю не только христиан, греко-киприотов – я представляю весь Кипр, всех его жителей, независимо от их веры.
По-моему, это важно не только для нашей страны.
Сегодня мы живем в очень нестабильном мире. Конфликтов на религиозной и этнической почве становится все больше. Передвижения людей, волны нелегальной миграции – все это приобрело доселе неведомые масштабы, и дальше они будут только расти. Не стоит забывать и об экономическом неравенстве разных регионов. Поэтому смешение населения, резкое изменение этнической картины мира - явление, на которое нужно найти адекватный ответ.
В этом плане Россия и Кипр могут послужить примером для всего мира. Наши страны издревле стоят на границе между Западом и Востоком. Тот путь, на который сегодня вступает вся планета, мы прошли уже много веков назад и смогли накопить большой опыт: как положительный, так и негативный.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что Кипр ведет с Россией обмен опытом в этой сфере. Так что я имею все основания с оптимизмом утверждать: в сегодняшнем мире наши страны находятся в выигрышном положении.
* * *
В зеркале времени
...По данным археологии, первые люди появились на Кипре приблизительно в 9 тысячелетии до Р.Х, но приблизительно в 6-м тысячелетии до Р.Х. цивилизация эта по неизвестной причине исчезла.
...В XII веке до Р.Х. на Кипре появляются греки-ахейцы. Позднее на острове возникает 10 городов-государств, аналогичных полисам, существовавшим в Греции. Эти города сохраняли самостоятельность даже после установления на Кипре власти ассирийцев в 709, египтян в 569 и персов в 525 годах до Р.Х.
...С 30 года до Р.Х. по 330 год на Кипре было установлено правление римлян, остров стал провинцией Римской Империи. В 45 году на него прибыли апостол Павел и уроженец Кипра апостол Варнава. Они обратили в христианство римского проконсула острова Сергия Павла, ставшего первым христианским правителем на Земле.
...В 330 году Кипр стал провинцией Византии и пробыл в этом качестве 900 лет. За это время остров пережил свой расцвет и лишь вторая половина этого срока была омрачена нашествиями арабов.
...В 1191 году объявивший себя независимым от Константинополя губернатор Кипра Исаак Комнин обманом заманил на остров сестру и невесту английского короля Ричарда Львиное Сердце, в надежде получить выкуп за высокородных заложников. Но крестоносцам удалось захватить остров, Ричард Львиное Сердце освободил своих близких, а Кипр продал набиравшему в те годы силу Ордену Тамплиеров.
...Средние века стали периодом постоянной борьбы за контроль над Кипром. Остров перепродавали и захватывали. Он находился под властью франкских правителей, затем Венецианской республики, а в 1571 г. Кипром полностью овладела Османская империя. Турки-киприоты, составляющие 11% населения острова, появились на Кипре как раз после этого.
...В 1878 году остров перешел под контроль Англии. Для Британской Империи Кипр был жизненно важен, потому как являлся ее форпостом в Средиземноморском регионе. С потерей Суэцкого канала значение острова для англичан многократно возросло, поэтому, несмотря на активное участие киприотов во Второй мировой войне, остров, в отличие от других британских колоний, не получил суверенитета.
...В 1955-59 годах на Кипре развернулось национально-освободительное движение, вынудившее британское правительство предоставить острову независимость. Соглашение 1960 года предоставило Кипру независимость, при условии сохранения на его территории двух британских военных баз. Первым президентом свободного Кипра стал архиепископ Макариос.
...В 1974 году Турция вторглась на Кипр и оккупировала 35 % его территории под предлогом защиты турков-киприотов после организованного греческой хунтой военного путча. На оккупированной территории было провозглашено “государство”, признанное лишь самой создавшей его Турцией, которая продолжает сохранять там тридцатипятитысячный военный контингент. Линия раздела острова проходит непосредственно через его столицу – Никосию.