Открыв написанное в ХХI веке стихотворение «тихого лирика» Кострова, хорошо знавший его читатель из 1960-х испытал бы культурный шок. Он и не подозревал, что признанного советской властью поэта, песни на тексты которого исполнялись на тогдашней эстраде, волнуют драма русского крестьянства, трагическая судьба новомучеников, тема богоотступничества народа и отдельного человека. Причём всё это трогает и тревожит его как глубоко личное.

В проекте «50 великих стихотворений» мы разберем стихотворение «Морозным вздохом белого пиона…». Владимир Андреевич написал его в 2013 году — и оно стало своего рода итогом, глубоким раздумьем о смыслах жизни.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик
Сгенерировано с помощь Midjourney
Морозным вздохом белого пиона
Душа уйдет в томительный эфир...
Молитвою отца Серапиона
Я был допущен в этот горький мир.

Был храм забит – меня крестили в бане,
От бдительного ока хороня.
Теленок пегий теплыми губами
В предбаннике поцеловал меня.

И стал я жить, беспечен и доверчив,
Любил, кутил и плакал на износ.
Но треснул мир, и обнажилась вечность.
Я вздрогнул и сказал: «Спаси, Христос!»

«Спаси, Христос!» Кругом одна измена,
Пустых словес густые вороха.
Свеченье молока и запах сена
Смешались с третьим криком петуха.

Ликует зверь... Спаситель безутешен,
Но верю, что не отвернётся Он,
Всё знающий: кто праведен, кто грешен.
Он воронье отгонит от скворешен...

Тяжел твой крест, отец Серапион.

 «Тихий лирик»

Огонёк дара Владимира Андреевича Кострова (1935–2022) горел на удивление ровно. Не только творческая, но и житейская биография обошлась без бурь. Типичная жизнь обычного советского человека: поступил, работал, изобретал, публиковал… Владимир Андреевич поступательно двигался по выбранному пути от химика к лирику. Вскоре издатели начали печатать его сборники большими тиражами, а звезды эстрады — исполнять песни на его стихи. Ему, как известному деятелю культуры, регулярно присваивали звания и премии.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик

Поэзия 60-х, как известно, была «тихой» и «громкой». «Громкая» — Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина — заявляла о себе стадионам. «Тихая» — стихи Николая Рубцова, Олега Чухонцева, Владимира Кострова — говорила шёпотом, но её голос хорошо был слышен в стране, в то время с придыханием читавшей поэзию. «Тихие лирики» избегали протеста и эпатажа, острых углов общественного устройства, не перечили идеологии. Их больше волновали красота малой родины, мир чувств, счастье любви и творчества.

Эпизоды. Владимир Костров. 2005. Видеоархив программ телеканала Культура ТВ

Стоит напомнить, что судьба деятелей искусства тогда складывалась по-разному. Положение дел в стране устраивало не всех. Кто-то шёл на открытую конфронтацию с советской властью, кто-то предпочитал держать убеждения при себе.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик
С поэтами О. Дмитриевым и Е. Храмовым. 1961 г.

Владимира Кострова обошли стороной репрессии — потомок костромских крестьян имел правильное происхождение, в политику не встревал, в диссидентстве не замечен, в советские годы веру открыто не исповедовал. Кстати, в этом Владимир Андреевич был не одинок. Многие писатели, поэты и художники искали нишу в стороне от общественных идей. Дмитрий Лихачёв погружался в средневековую русскую литературу. Пётр Кончаловский писал натюрморты, а Аркадий Пластов — деревенских жителей на сенокосе.

Стихотворение без границ

Стихотворение «Морозным вздохом белого пиона» Костров опубликовал в журнале «День и ночь» за 9 лет до ухода. Поэту 78 лет. Самое время облечь исповедь в слово.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик

Эта поэтическая исповедь преодолевает границы личного, описанное в ней соотносится и с русской историей от 1930-х годов до наших дней, и с главными евангельскими событиями — Рождеством и Пасхой. Вспоминается из Бродского: «В конце концов, что есть Рождество? День рождения Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный».

И Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь — звезда.

Иосиф Бродский

Владимир Костров похожим образом и без ложного стыда ощущал в себе Богомладенца. Рождество Христово смыкается с рождением и крещением Володи Кострова, как смыкается предательство и Распятие Христа с репрессиями 30-х и судьбами русских новомучеников и как сходится предчувствие собственной смерти с неизбежностью всеобщего воскресения (недаром у стиха кольцевая композиция, круг — символ вечности). И в этом дерзком поэтическом поступке нет вызова. Уподобиться Христу и есть дело христианина.

Владимир Андреевич отдаёт предпочтение классической форме, любит особый стихотворный размер — русский дольник и его естественную, внятную русскому слуху аритмию. Нет, это не лишний слог — это взволнованное сердце сбивается с ритма. Рождество Спасителя и рождение мальчика Володи сближает в том числе и настроение тревоги, неизвестности, чувство опасности, и поэт мастерски это передаёт. Богомладенца с окраины Римской империи преследовал царь Ирод, по его повелению были убиты сорок тысяч Вифлеемских младенцев-мучеников. Но что угрожало новорожденному русскому мальчику из российской глубинки?

Приход в горький мир

Рождение поэта Владимира Кострова пришлось на праздник Рождества Богородицы. 21 сентября 1935 года он появился на свет в деревне Власиха Боговаровского района Костромской области. Очевидно, даже в захолустной Власихе в 1935 году, в канун пика политических репрессий, немногие деревенские жители осмеливались праздновать Богородичный день. Но Володя Костров родился «вовремя» и дал односельчанам законный повод, чтобы устроить праздник.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик

С первой строки стихотворение заставляет задаваться вопросами. Почему мир — горький? Почему младенец, наречённый Владимиром, был с трудом туда допущен и что тому препятствовало? И самое главное — чем он был допущен? Поэт отвечает лаконично и ёмко: молитвой.

Рождение Володи скрыто от нас, и вряд ли сегодня остались те, кто расскажет о деталях того дня. Но, понимая, как нелегко жила русская деревня в 30-е, можем предположить, что происходило в патриархальной крестьянской семье Костровых: роды были тяжёлыми, а мать и младенец — ослабленными. Вероятно, поэтому, далеко не откладывая, новорожденного тотчас окрестили.

Вот как сам Владимир Костров рассказывал о своем рождении в беседе с редактором радио Раисой Луневой, записанной в постсоветские годы:

«Деревня расположилась в междуречье Ветлуги и Вохмы. Реки чистые, “питьевые”. Много рыбы. В деревне было сорок домов с палисадниками. Вокруг могучие еловые и сосновые леса, берёзовые рощи… Дедушка Евтихий Вуколович и бабушка Анастасия Тимофеевна были глубоко религиозные люди...

…Мама моя, Варвара Евтихиевна, была удивительной рассказчицей. Хорошо пела. Играла на балалайке. Родные много читали мне. К пяти годам, самостоятельно освоив грамоту, самым одержимым читателем в семье стал я.

Я благодарен маме, бабушке, дедушке. Той среде, в которой рос. Это всё (речь о вере. — Прим. автора) я совместил в себе.

Родился на печке, на лежаке. Через несколько дней бабушка и мама крестили меня в чёрной бане. Обряд и молитву совершил частнопрактикующий поп, отец Серапион. Это было время, когда церкви позакрывали. Наша тоже была закрыта и забита».

Теперь от Власихи ничего не осталось, на месте деревни — урочище. А тогда село Рождественское, самое близкое к деревеньке, было со своим храмом. Туда стекались верующие из многих окрестных деревень. Именно Рождественская церковь и стала высшей точкой стихотворения Владимира Андреевича.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик
С родителями. 1953 г.

Но в 1935 году и там, в далёкой от большого тракта глубинке, рисуется картина, типичная для сел и деревень советского времени, трагическая и безысходная:

… меня крестили в бане,

поскольку храм забит. Но забит не в нынешнем понимании — до отказа забит верующими, что пришли поклониться рождению Богомладенца. Нет, он пуст и заколочен досками, так что не войти внутрь и не совершить литургию.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик
Храм Рождества Христова в селе Рождественское Костромской области. 2021 г.
Фото Дмитрия Лоптева / sobory.ru

Здесь отчётливо слышится горевание и сокрушение, но нет безысходности. Интонация остаётся ровной, негромкой, стихотворная фраза произнесена без надрыва. Скорее, поэт замечает просто, по-бытовому, по-деревенски: мол, в бане крестили, больше негде.

Доверимся автору: в раннеосенние холода, да и в зимние морозы именно в бане, если в избе не было клети, в деревнях выдерживали скотину. А ведь до чего баня в русской глубинке напоминает рождественский вертеп! В неостывшей баньке уединённо, чисто и тепло. Оттого в банях и рожали, и крестили, и лечили больных.

Крещение для крошечного Володи Кострова, видимо, и было вторым рождением:

Телёнок пегий тёплыми губами// В предбаннике поцеловал меня.

В русском языке нежность, по определению, телячья. На иконах Рождества одухотворенные звери — полноправные участники происходящего, и в этом — продолжение созвучия Власихи и Вифлеема.

А ведь в костромской деревне до Рождества Христова далеко — конец сентября, только что праздновалось Рождество Богородицы… И вдруг раскрывается смысл сказанного поэтом — мысль о тройном рождестве. Без рождения Богоматери не могло быть Боговоплощения, а без Рождества Христова — второго рождения (крещения) — слабого мальчика Володи. Как же без телячьей нежности, разлитой в воздухе! Рождество от русской идиомы становится только теплей.

Но вернёмся к практическому вопросу: почему родители окрестили его всё-таки в бане? Может, в окрестных сёлах сохранились и другие церкви, куда можно было отвезти дитя? Автор отвечает прямо, без аллегорий:

От бдительного ока хороня.

Очевидно, на крестинах младенца Владимира обошлось без сурового бдительного ока. Но что за око следило за совершением венчаний, отпеваний и крестин в 1935 году? Большинству из нас это понятно, и всё же поясним. Вера в эти годы фактически была под запретом, а отправление треб или участие в них строго осуждалось и могло иметь последствия вплоть до репрессий.

Кругом одна измена… 
Пустых словес густые вороха, 
Свеченье молока и запах сена
Смешались с третьим криком петуха, —

печалуется Владимир Костров, вспоминая о предательстве апостола Петра, искренне любящего Христа. О ком он размышляет в четверостишье – о героях евангельского повествования? О той части советских людей, что вставала против Христа из новых убеждений? Или о других, кто из страха предавал Спасителя? А может, автор с глубоким раздумьем и раскаянием говорит о себе самом? Поэт Геннадий Красников считает, что строки Кострова созвучны с «сострадательной, скорбной нотой народного плача».

Как бы то ни было, в предельном напряжении этих метафорических строк мы явственно слышим, как Пётр трижды отрекается от Господа, слышим тревожный крик петуха и тяжкий выдох апостола, что горько и безнадёжно заплакал. Даже в глухой костромской деревне два тысячелетия спустя этот неотступный петушиный голос на заре отдаётся эхом, как голос крестьянской совести.

Автор снова переходит в над-бытийный, вневременной план. Рождество и предательство, Распятие и страх деревенских жителей перед выбором — всё это здесь и сейчас, перед его духовным оком. Выбор человека непрост: трепетать перед карой свыше или дрожать перед людской расправой. Но Бог далеко, а от наделённых властью комиссаров нет спасения.

Ликует зверь... Спаситель безутешен, —

сокрушается поэт.

Но Страшный суд вершится на глазах, расставляет всё по местам, и верующему сердцу многое понятно заранее:

Но верю, что не отвернётся Он,
Всё знающий: кто праведен, кто грешен.
Он воронье отгонит от скворешен... 

…И вдруг нас, читателей, окатывает радостью! После горестного сокрушения о минувшем и его решительного суда Владимир Андреевич произносит простое русское слово – скворешен, и на душе легчает и светлеет. Ведь что нужно для настоящего катарсиса? Иногда именно такое, вовремя сказанное, ясное слово!

Вместо агнцев и козлищ, отделяемых друг от друга в момент Страшного суда, у поэта в строке являются более внятные русскому сердцу обитатели родных просторов — вороны и скворцы. Природные забияки и певчие птицы. Грешники и праведники. Тяжесть сменяется вздохом облегчения — Христос так же гоним, как тысячелетия назад, Распятие неизбежно, но… Ад будет повержен, скоро Воскресение.

И вдруг – последняя строчка­ Кострова — своего рода стихотворная кода, «лишняя», повисающая в пространстве двадцать первая строка, но, пожалуй, самая главная и мощная в стихах. Отделённая от всего стихотворения логической и структурной паузой, она заставляет опомниться. Только было читатель внутренне успокоился и со всем примирился — и финальная строка окатывает ледяной водой, предупреждая, что христианину заповедано бодрствовать:

Тяжёл твой крест, отец Серапион…

Двадцать первая строчка-предупреждение — как двадцать первый век. Среди привычного комфорта и технологичного уюта вдруг оказывается, что вера требует свидетелей, а эпоха испытаний для верующих ещё не прошла. А возможно, двадцать первая строка несет еще одну смысловую нагрузку. 21 сентября — это день рождения поэта. Так — осознанно или нет — Костров соединяет свое рождение и мученический подвиг крестившего его человека.

Кто такой отец Серапион?

Но кто же такой отец Серапион, которого поэт называет в стихотворении по имени дважды, как будто окликает? «Частнопрактикующий поп, отец Серапион», – вот и всё, что мы знаем со слов самого Владимира Кострова, почти восемьдесят лет спустя вспомнившего те события со слов взрослых, поскольку младенец нескольких дней отроду не мог ничего помнить.

Имя "Серапион" в русской монашеской традиции не вполне прижилось, а в ХХ веке было исключительно редким.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик

В святцах Костромской епархии присутствует только один отец Серапион, причем большая часть его жизни связана с обителью, находившейся неподалеку от места рождения Владимира Кострова. О его судьбе повествует статья с говорящим названием «Жизнь, труды и мученическая кончина последнего настоятеля Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря архимандрита Серапиона (Михайлова)». Не этот ли отец Серапион — в стихах? В словах Владимира Кострова о кресте — прямое указание на мученичество крестившего его духовного лица.

Из жития узнаем следующее. Семинарист Сергий Михайлов, затем иеромонах Серапион проявил себя как талантливый педагог, в Казани руководил церковно-приходской школой, стал игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря.

Святое место располагалось в стороне от оживлённых дорог, его населяло всего 12 монахов-учеников, среди послушников было много прозелитов: чуваши, черемисы и другие представители малых народов. Отец Серапион занимался сельским хозяйством в обители, немало строил.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик
Авраамиево-Городецкий монастырь до революции. И в 1992 году.
Фото Svetlov Artem, CC BY 3.0

В 1919 году монастырь закрыли, церковные ценности отобрали. В древний монастырь переселился детский дом для сирот от 5 до 18 лет, и для насельников обители настало время испытаний. Сироты почувствовали себя хозяевами положения — притеснять «церковников» не было зазорно и даже приветствовалось. Беспризорники испражнялись в святой источник, портили имущество монастыря, открыто воровали, глумились над иноками. От шпаны не было покоя и местным жителям. Через три года после вселения сирот в обитель губернская газета сообщала: «Дети оборваны, грязны и совершенно предоставлены сами себе, есть случаи занятия безобразием и развратом. Обокрали церковь. Часто дети вступают в пререкания с крестьянами, в связи с чем не пользуются любовью населения...»

Отец Серапион, опытный педагог, не справился с озлобившимися детьми и вскоре получил первую статью. Как наместник он пытался защитить святыню и имущество обители — в престольный праздник попросил прихожан подписать ходатайство.

В коллективном письме к прокурору архимандрит Серапион сообщал о бесчинствах детдомовцев, надеясь, что власть примет меры. Однако Нарсуд 1-го участка Чухломского уезда Костромской губернии рассудил по-другому. Наместника монастыря самого обвинили в халатности и бесхозяйственности. 21 декабря 1925 года архимандриту, казначею и старосте монастыря было предъявлено обвинение — «подстрекательство и соучастие в ложном обвинении воспитанников детского дома в разрушении Авраамиевского монастыря» (статья ст.16,177 УК РСФСР), затем последовал приговор. Для отца Серапиона он был наиболее строгим: штраф, год лишения свободы и три года высылки из губернии. Срок он отбывал в Костромском исправдоме №1.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик
Памятник, репрессированным в Чистополе. Фото Раниса Гильмутдинова. tatmitropolia.ru

В 1926 году его амнистировали, высылку отменили, и отец Серапион поселился под Казанью. Пройдут еще годы и его вновь осудят — уже по другой, «религиозной», 58-й статье. В 1942 году в Чистополе отца Серапиона должны были расстрелять, но 11 ноября после долгих и, очевидно, жестоких допросов он заболел и умер в тюремной больнице. Обвинительное заключение составили только через неделю после его смерти…

В 1996 году его реабилитировали. Память о священномученике архимандрите Серапионе (Михайлове) чтят в Свято-Покровском Авраамиево-Городецком монастыре Костромской епархии.

Авраамиево-Городецкий монастырь. Современный вид

Очевидно, отец Серапион (Михайлов) и был тем самым отцом Серапионом, что успел окрестить младенца Владимира в чёрной бане в деревеньке неподалёку от обители.

Но как это могло произойти?

Из жития мы знаем, что бывший игумен после первого своего срока служил вдалеке от костромских земель. Но мы знаем и другое: отличный хозяйственник, он трепетно относился к монастырю и навещал его после закрытия. Как духовный наставник, он особенно волновался о судьбе монахов, среди которых оставались пожилые, идти же им было некуда. В жизнеописании святого бегло упоминается, что, узнав о смерти одного инока, бывший наместник тайно приходил в обитель. Расстояния и опасности пути его не смущали.

Возможно, и осенью 1935 года он явился в дорогие его сердцу места, чтобы отпеть какого-нибудь брата. Или его повлекло совершить литургию в кругу духовно близких людей в праздник Рождества Богородицы. Скорее всего, на обратном пути странствующего священнослужителя заметили и узнали жители деревни. Они-то и попросили окрестить слабенького младенчика Володю Кострова.

Вероятно, так будущий святой и совершил таинство Крещения будущего поэта. Поэт вырос и запомнил имя подвижника, чтобы вписать его в стихи — на вечное поминовение.

«Морозным вздохом белого пиона». Исповедальное стихотворение поэта, которого крестил новомученик

Всего через несколько лет после написания этого стихотворения Владимир Андреевич Костров ушёл из жизни. Ему было 87. Это случилось 26 октября 2022-го, осенней ночью. В Москве в ночь его ухода чувствовался морозец. Белый выдох редкого прохожего цветком распускался в темноте. Стихи, написанные за 9 лет до этого, знали обо всём наперёд:

Морозным вздохом белого пиона 
Душа уйдёт в томительный эфир.

Костров, заметим, не только писал стихи, но и переводил сочинения других. Его переводы стихов Тютчева, написанных по-французски, в поэтическом мире признаны одними из лучших. И в одном из этих текстов есть строки:

Цветы зимою умирают сами,
Крошатся корни, лепестки, листы.
Но если стебельков коснется пламя,
Вновь расцветают мертвые цветы.

Остановитесь и вздрогните перед этим религиозным свидетельством — они снова расцветают! — даже если это последний человеческий выдох, на октябрьском морозе похожий на раскрытый белый пион.

Читайте также:

Внутренняя наша тишина. Поэзия Валентины Патроновой

6
60
Сохранить
Поделиться: