Взяв в руки Библию, Вы обнаружите, что она состоит из двух частей — сначала идет большая, которая называется Ветхим Заветом, потом меньшая (ее часто печатают чуть более крупным шрифтом), которая называется Новым. Ветхий завет рассказывает о событиях, происшедших до прихода в мир Господа нашего Иисуса Христа, новый — о жизни и спасительных деяниях Христа и служении Его учеников.

Ветхий Завет, таким образом, служит предисловием к самому важному. Нам может показаться странным такое объемное предисловие; но оно было совершенно необходимо.

Ветхозаветные пророки должны были подготовить народ к приходу Спасителя. Первым в ряду пророков Божиих стоит Моисей. Мы привыкли использовать слово «пророк» в значении «предсказатель». Это не совсем верно. Пророки — люди, которых Бог призвал, чтобы возвещать Его слово, которое далеко не сводилось к предсказаниям. Через Моисея народу Божиему был дан Закон. Но рассмотрим все по порядку.

Потомки Авраама — евреи — оказываются в Египте, где, сначала, к ним относятся очень хорошо. Но потом к власти приходит другая династия, которая смотрит на них как на врагов, и жестоко притесняет. Люди оказываются низведены до уровня рабов, которых всячески тиранят и стремятся уничтожить. Как рассказывает библейская книга Исход,

«...Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1:13,14).

Бог призывает Моисея, чтобы вывести народ Божий из Египта в обетованную (то есть обещанную Богом) землю. Моисей приходит к Фараону и говорит ему — «Так говорит Господь, Бог евреев — отпусти мой народ». Но Фараон встречает это требование с презрением. Египтяне поклоняются своим богам — и живут в могущественной, процветающей империи. Зачем им обращать внимание на Бога каких-то жалких, презренных рабов?

Но Бог, призвавший Моисея, показывает, что все, что египтяне приписывали своим богам — вода в Ниле, изобильные урожаи, приплод скота, сама жизнь — является Его даром. Он насылает на Египет десять грозных и разрушительных знамений — так называемых казней египетских — и, наконец, египтяне соглашаются отпустить своих рабов.

Евреи — и присоединившееся к ним люди из других народов, которые тоже уверовали в Бога Израилева — выходят из «земли Египетской, из дома рабства» навстречу новой жизни.

Бог, чудесным образом, проводит их через расступившиеся воды Красного моря; когда Фараон решает все же вернуть себе ушедших рабов, и гонится за ними со своей армией, воды смыкаются и преследователи тонут.

История Исхода (то есть «выхода» из Египта) — это история о том, что Бог приходит на помощь тем, кого унижают и попирают, жертвам угнетения и несправедливости, и выводит их на свободу. Многие из нас хорошо помнят слова коммунистического гимна «Интернационал» — «никто не даст нам избавления, не Бог, не царь и не герой — добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Исход рассказывает прямо противоположную историю — люди не в состоянии помочь себе сами. Они нищие и забитые рабы, которые ничего не могли бы поделать против всей славы и мощи Египта. Но за них вступается сам Бог, который помнит о своем Завете и признает их Своим народом.

Это история тех испытаний, которые приходят вместе со свободой. Люди, покинувшие дом рабства, долго идут по пустыне, учатся верить и полагаться на Бога — а тем, кто привык к рабству, это тяжело. Да, надсмотрщики обращались с ними плохо — но, по крайней мере, кормили. Полагаться на видимого надсмотрщика легче, чем на невидимого Бога — и многие ворчат и ропщут.

И — что очень важно — это история дарования Закона; знаменитые Десять Заповедей — о которых мы еще будем говорить подробно — люди получают именно тогда. Заповеди — часть Завета, который Бог заключает со Своим Народом: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх.19:5,6) Люди отзываются радостной готовностью повиноваться слову Божию: «и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:7) Так недавние рабы становятся избранным Божиим народом, который живет по Его закону.

0
1
Сохранить
Поделиться: