Вопрос читателя:
Здравствуйте. Мне 40 лет. Я не особо верующий человек. Живу сегодняшним днём, особой цели или смысла в жизни у меня нет. Недавно прочитав про христиан и христианскую религию и вдруг почувствовал, что теперь хочу обрести смысл и цель жизни в служении человеку. Я хочу стать добровольным рабом пожилому христианину, посвятить жизнь служению ему, по собственной воле подчинить свою волю и свою жизнь служению. Может ли христианин взять человека в добровольное рабство, позволить служить ему и стать ему и отцом, и наставником, и хозяином, и господином, и повелителем?
Руслан
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, Руслан!
Отсутствие смысла жизни — это огромная проблема и, конечно же, его обретение — первейшая задача каждого человека. В этом смысле вектор Ваших размышлений и ощущений совершенно правилен, и я рад, что Вы начали продвигаться в этом направлении. Только давайте немного подкорректируем то, что Вы стремитесь сделать.
Вы — что справедливо и правильно — ищете свой путь, двигаясь от одиночества и изоляции к раскрытию в отношении другого и соединению с ним. Подчинение собственной воле чужой воле, причем не просто ради отказа от ответственности за свою жизни, а ради научения правильному образу действий и мыслей («стать ему и отцом, и наставником») — это ведь о том, что Вы стремитесь полностью отвергнуть логику жизни, которая была раньше, и начать с чистого листа, чтобы заново выстроить себя, но уже в правильной ориентации в отношении важнейших вопросов жизни. Опять же, это очень хорошо. Вот только для этого не нужно становиться рабом другого человека, да и христианину никакие рабы не нужны. Есть два других очень хороших и проверенных временем пути, которые дадут Вам то, чего Вы так хотите.
Первый — довольно экстремальный — это помолиться Богу и поступить в монастырь, с тем чтобы стать послушником у опытного монаха. Как раз дело послушника, а затем монаха — отказаться от своей воли, имущества и права на брак, поступить в полное добровольное послушание, с тем чтобы усвоить себе христианскую логику жизни. Так делали в древние времена (можете почитать о старчестве). Это хороший вариант, только он предполагает, что Вы отказываетесь от мирской жизни, принимаете в перспективе постриг и становитесь монахом. Путь этот сложный, во-первых, потому что в любом случае будет много искушений, во-вторых, потому что сложно найти того, кто мог бы Вас взять в такое вот полное послушание, как было в древности. Вы можете молиться о таком пути, просить Бога помочь Вам. Кто знает, может быть, и получится.
Второй — более реальный вариант, который все равно будет нужен как предварительная ступенька для того, о чем я написал выше — это начать жить жизнью христианина-мирянина, найти священника, который не возьмет Вас в полное послушание, но который будет Вам духовным руководителем на первых порах Вашей церковной жизни. Он не будет Вам ни отцом, ни господином, но будет наставником, к словам которого Вы будете прислушиваться, исполняя в духовной жизни то, что он скажет, потому что иначе духовной жизни научиться сложно. Помолитесь, походите по разным храмам, начните исповедоваться у разных священников, советоваться по Вашим вопросам — и со временем Вы поймете, к кому расположится Ваше сердце, кого Вы станете считать таким духовным руководителем. Со временем Вы достаточно, с Божией помощью, усвоите логику христианской жизни и поведения, а может быть, Вам повезет встретить священника, который станет Вам не просто наставником, но и духовным отцом.
Вы можете также начать помогать батюшке, помогать храму. Вот только остерегитесь полностью сбрасывать с себя всякую ответственность за Вашу жизнь потому что задача — не стать безвольным исполнителем чужой человеческой воли, а научиться жить по-христиански.
Что касается стремления подчиниться чужой воле, здесь нужно вспомнить, что цель всякого наставничества в Церкви — это усвоить искусство подчинения собственной воли воле Божией и устроить свое бытие так, чтобы Сам Господь на самом деле был Вам «и отцом, и наставником, и хозяином, и господином, и повелителем». И здесь, дорогой Руслан, понадобится много времени, сил, работы над собой, чтобы убрать из себя все то, что мешает тому, чтобы внутри Вас совершилось это таинственное соединение человека с Богом. В этом и состоит духовная жизнь, в которой Вы шаг за шагом будете учиться в Боге видеть Небесного Отца, а свою волю согласовывать с Его святой и всеблагой волей. Если получится — а если Вы человек последовательный, получиться, с Божией помощью, должно — Вы обретете те смысл и полноту бытия, которых так жаждете.
Бог в помощь!