Вопрос читателя:
Здравствуйте! Согрешил ли я грехом лени? Прочитал утренние молитвы, но не все, потому что устал очень уже от духовной жизни. Мне всего-то 15, а я уже на каждом шагу молюсь Иисусовой молитвой. Живу в страхе, грешу или нет. Молитвы не хочу читать, потому что, когда читаю, на ум идут мысли: «Ты читаешь не искренне». И начинаю повторять те или иные слова.
Антон
Ответ священника:
Здравствуйте, Антон.
Хотим мы с Вами того или нет, но с чрезмерной эмоциональностью нужно что-то обязательно делать, ибо впереди у Вас долгая и не самая простая жизнь. Чтобы она стала по-настоящему счастливой и приносящей подлинное удовлетворение, Вам необходимо научиться свои эмоции контролировать, не подавляя их при этом, а прорабатывая и преображая в нечто прекрасное и созидательное. Для этого попытайтесь научиться реагировать на посещающие Вашу голову навязчивые мысли с небольшой задержкой. Допустим, помысел Ваш скажет Вам: «Нужно срочно бежать туда!», — а Вы не бегите. Посидите спокойно минуты 3-4, а потом, когда чувства немого придут в порядок, спросите себя: «А действительно ли мне нужно туда бежать? Что я хочу там найти полезного? И обязательно ли бежать, если можно просто пройтись?» Главное здесь — переждать первый эмоциональный порыв. Если получится, то дальше уже можно будет принимать взвешенное решение о том, нужно ли вообще совершать некое действие или же можно обойтись без него.
Тут, конечно, необходимо сделать очень важную оговорку, Антон: иногда действительно этому помыслу нужно верить и бежать сломя голову. Во время пожара, например (от чего Господь да избавит всех нас!). Но и в таких ситуациях скорость наша должна идти рука об руку со здравым смыслом, ибо бежать от огня и дыма нужно в правильном направлении — к выходу, а не прямиком к очагу возгорания.
Теперь давайте скажем несколько слов о молитве. В Вашем случае я бы порекомендовал Вам, как бы странно это ни звучало, свести её к самому минимуму и ограничиться прочтением небольшого правила утром и примерно такого же по объёму — вечером. В прошлом мне не раз доводилось наблюдать за пылкими юношами, которые сначала пытались вычитывать такое количество молитв ежедневно, какое не всякий монах осилит, а потом — через годик-другой — прекращали молиться вовсе и отходили от храма. Во всём должна быть мера, Антон. И в молитве тоже.
Та же следует несколько слов сказать о том, с какой интенсивностью интенсивностью всем нам надлежит трудиться, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью окружающих. Будем брать пример с нашего сердца, Антон, которое работает без остановок в течение всей нашей жизни и всё это — благодаря тому, что оно сначала сжимается (то есть напрягается), а потом расслабляется (отдыхает) и так — до бесконечности. Так и человек: любое напряжение он обязательно должен чередовать с отдыхом. Поступая таким образом, он сможет долго сохранять работоспособность и сам труд его будет более эффективным, нежели труд человека, который трудится до полного изнеможения или же не трудится вовсе.
И, пожалуйста, не стесняйтесь задавать вопросы Вашему духовнику.