Первый зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в интервью газете «Культура» заявил, что на прошедшем в Москве Архиерейском Соборе были подведены «столетние итоги».

- Нынешний Архиерейский Собор нельзя оценивать вне контекста столетнего юбилея трагических революционных событий… Церковь сто лет назад не смогла уберечь народ от раскола, от скатывания в кровавый хаос - это отдельный аспект трагедии. Церковь никогда не снимала с себя ответственность за то, что произошло. Но были для этого и внешние причины: долгий Синодальный период лишил Церковь многих возможностей, она была связана и ограничена в действии, - сказал Александр Щипков.

По его словам, «в этом смысле «обретение себя» и восстановление Патриаршества были долгожданными, но вместе с тем и запоздавшими: смуту уже было не остановить. Урок столетия заключается в том, что эта ситуация не должна повториться», сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Александр Щипков положительно оценил принятые на Архиерейском Соборе изменения в уставе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

- Новая глава принятого устава фактически толкует определение Украинской Православной Церкви как «самоуправляемой с правами широкой автономии» с центром в Киеве. Очень хотелось бы, чтобы это помогло снизить остроту ситуации, - отметил первый зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Александр Щипков также прокомментировал письмо Филарета Денисенко, в котором тот выразил желание прекратить противостояние с Русской Православной Церковью.

- Вполне естественно, что Филарет помнит о своем возрасте и не хочет остаться в истории в качестве раскольника, имя которого войдет в учебники в негативном контексте. В нем борются мысли о спасении и политические взгляды… Я думаю, что сейчас Филарет Денисенко стоит перед самым трудным решением в своей жизни, - сказал Александр Щипков.

При этом он подчеркнул, что конфликт с «УПЦ КП» может быть разрешен только в каноническом поле, связанном с Русской Православной Церковью. Он также отметил, что и «квазиправославные сектанты», и русские католики, и староверы, и униаты внимательно следят за жизнью Русской Православной Церкви.

- Они все живут ритмом жизни Русской Православной Церкви, ее повесткой, погружены в ее атмосферу, и в каком-то смысле чувствуют себя ее частью, даже подвергая жесточайшей критике. Это как клубы снежных вихрей, которые летят вслед за локомотивом - они обречены двигаться вдоль той же колеи, сопровождать этот локомотив, - сказал Александр Щипков.

Затрагивая тему последних нападок, эксперт отметил, что причины этого во многом социально-политические, показывающие восприятие православия как части русской идентичности даже его оппонентами.

- Когда атакуют Церковь - якобы с реформистских или с атеистических позиций - подлинная причина не в атеизме и не в доктрине секулярной реформации. Проблема в нашей идентичности. Не играй православные архетипы и их светские аналоги такую роль в национальном самосознании, никого бы из наших противников они не волновали, - заключил первый зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

 

Фото: журнал «Фома»

0
0
Сохранить
Поделиться: