Ушедший недавно из жизни Богдан Ступка был таким. Он родился, вырос и сформировался в ушедшую навсегда эпоху, которая, судя по масштабности выросших в ней талантов, достойна не только злобной критики. И ее личности, проявившие себя в фундаментальной и прикладной науках, в искусстве, в медицине, уходя из жизни, подобны последним могиканам. Время требует передачи эстафеты и опыта, время, как обычно, требует адекватных замен, на которые люди не всегда способны. И чем меньше надежд на повторение прежних успехов, тем сильнее с очередной потерей ощущение поставленной точки, вслед за которой не будет нового абзаца.
Зачем вообще существует актерское мастерство? Я думаю, что при помощи средств искусства отдельный человек может совершить акт приобщения к человечеству как к общности или семье. При этом, если читаем мы все меньше, а историю живописи нам норовят преподать прямо с Энди Уорхола, то главное место в ряду явлений под именем «искусство» отдается кинематографу. Он — самый массовый по охвату вид искусства, как говорил классик (не к ночи будь помянуто имя его).
Не всякий фильм приобщает зрителя к внутренней драматургии общечеловеческого бытия. Есть кино развлекающее, пугающее, развращающее, смешащее до колик. Женщины раздеваются, бандиты стреляют, зомби встают из разрытых могил, планете угрожает очередной астероид — это оставим в стороне. Кому как, а по мне — это не искусство. Но вот появляется на экране нечто, что берет тебя в оборот не спецэффектами и не дежурной расправой «хорошего парня» над «плохими парнями», а совсем иным.
Герой вернулся в город детства и не узнал в нем ничего. Казавшаяся незыблемой любовь рухнула, и никто не остался в живых под ее обломками. Жизнь в мгновение ока перевернулась, как песочные часы, и человек, только что бывший наверху, оказался под убийственной тяжестью перевернутой пирамиды. Патриотизм и отцовское сердце вступают в борьбу, потому что сын оказался предателем и любой выбор для отца убийствен.
Вот где перехватывает дыхание у зрителя, и он не подпрыгивает на стуле, а наоборот — вжимается в него и впивается глазами в экран. Вот где искусство совершает властное вторжение во внутренний человеческий мир, чтобы разбудить его или даже переиначить. И чем более велико искусство, тем мягче и естественнее совершается его вхождение внутрь, тем добровольнее открывает в ответ на его стук свое сердце зритель. Богдан Ступка сыграл много таких ролей.
Великие актеры не мыслят себя без театральных подмостков. Именно в театре куется и шлифуется актерское мастерство, там мастер сцены живет полной жизнью, тогда как в кино, скорее, зарабатывает. Поэтому, двигая мысль по нарастающей, любителю «киношки» нужно со временем полюбить хороший кинематограф. Затем, от любви к кинематографу, дорасти до любви к театру. Затем придет пора читать серьезные книги. И это будет рост личности, а значит и похвала актерам, на фильмах которых ты рос. Они ведь, надо думать, душу в работу вкладывали именно затем, чтобы зритель рос. И таких маэстро избыточно много не бывает. Ступка, вот, умер…
Народная любовь имеет два главных свойства. Она тешит самолюбие и, в случае перебора с узнаваемостью, утомляет. Все это — земное и только земное. На небо эти отношения не идут. Там, где после смерти человеку предстоит оказаться, никто не будет перед ним расшаркиваться, никто не будет ему аплодировать. Там все другое. Поэтому поклонникам любого таланта после смерти любимого художника стоит весь жар благодарности вложить в молитву. Охи, вздохи, конференции, мемуары нужны нам, а не покойным. Вот бы помнить об этом.
Читать также статью Олега Вергелиса «Богдан Ступка. «Верю!».
Фото с сайта orthodoxy.org.ua
Источник: Журнал «Фома в Украине»