В течение учебного года дети находятся в довольно жестких рамках — и временных, и содержательных. У них, кроме уроков в школе, домашнего задания, еще много всевозможных дополнительных занятий, кружков, творческих школ. В итоге остается очень мало времени, когда ребенок просто предоставлен сам себе, сам решает, что он хочет делать, и у него нет возможности научиться управлять своим временем.
Да и родители это «свободное время» считают нежелательным, баловством. Их пугает, что ребенок бездельничает в этот момент, ничего полезного не совершает… И они продолжают строить распорядок дня так, чтобы у ребенка не оставалось времени просто побездельничать.
Когда же такое время у ребенка вдруг появляется, он теряется, ведь он привык существовать в строгих рамках, которые создали ему взрослые.
Лето — идеальное время, чтобы позволить ребенку пользоваться собственным временем, научить распределять его.
Нужно давать ему действительно свободное время, которое ребенок сам для себя как-то обустраивает. Это способствует развитию регуляции поведения ребенка, который учится сам себя занимать, придумывать что-то, что ему было бы интересно в данный момент, планировать: вот сейчас я займусь одним, а позднее — другим. Есть такое понятие — пространство свободной игры, когда ребенок выбирает, с чем и как он будет играть. На самом деле это тоже обучающий процесс, только не в стандартном понимании, как мы привыкли, когда пытаемся вложить в ребенка какое-то знание.
Летом можно попробовать отпускать школьника куда-нибудь недалеко, например, погулять во двор или отправить в магазин, находящийся в соседнем доме. Правда, нередко родители жалуются, что ребенок несамостоятелен, что его невозможно послать за покупками: он или сдачу забудет взять, или продукты какие-то оставит... Чтобы избежать этих проблем, родители начинают контролировать, как ребенок выполняет поручение, или просто все делать за него, не оставляя ребенку шансов когда-нибудь научиться делать все самостоятельно и правильно.
Часто родители ждут, что ребенок вдруг начнет все делать сам — и тогда можно перестать его контролировать. Но, понятное дело, этого не происходит.
Развивая самостоятельность у ребенка, важно с каждым разом давать ему больше свободы — при ненавязчивом контроле родителей. Так, мы отпустили его погулять во двор на полчаса — и смотрим: сумел он проконтролировать собственное время и вернуться вовремя? Постепенно с получаса можно увеличить время до часа. Отпустить в соседний двор (если речь об учащемся средней школы). Отправить в магазин, который находится немного дальше.
Ребенок, который чувствует, что ему доверяют, будет чаще всего стараться оправдать это доверие. Если ребенок научится сам регулировать свое свободное время, он лучше сможет распределять время, необходимое для выполнения уроков, каких-то домашних дел. Лето — прекрасная школа свободы.