Кто такие содомиты? – Православный журнал «Фома»
Кто такие содомиты?
Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин. 1852

Кто такие содомиты?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Кем на самом деле были содомиты, которых упоминает Библия и которыми сегодня то и дело называют представителей так называемого ЛГБТ? И правда ли, что Бог покарал жителей Содома именно за склонность к однополым связям?

Все слышали библейскую историю о том, как Бог уничтожил города Содом и Гоморру, пролив на них дождем серу и огонь. Рассказ об этом содержится в 18-й и 19-й главах книги Бытия. Но, чтобы разобраться, что к чему в этой истории, давайте прежде внимательно изучим, что говорит о Содоме и Гоморре Библия.

Что мы знаем о Содоме и Гоморре?

Во-первых – то, что располагались эти города в прекрасной плодородной долине, которая орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (Быт 13:10). Когда Авраам (который тогда еще носил имя Аврам, полученное при рождении) и его племянник Лот решили разойтись по разным землям, чтобы избежать имущественных разногласий, Лот выбрал именно плодородный Содом. При том, что и Ханаан, где остался Аврам, отнюдь не был пустыней: впоследствии Господь назовет его «землей, текущей молоком и медом» (Лев 20:24).

Уже здесь мы читаем, что жители Содома были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). Но чем именно грешны – Писание пока умалчивает.

Во-вторых, книга Бытия рассказывает о том, как правитель одного из местных племен Кедорлаомер с союзниками нанес поражение Содому и Гоморре, разграбил их и увел их жителей в плен. Аврам вступился за содомитов (ведь среди них жил и Лот), но отказался принять в благодарность от них дары. Даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама, – ответил он содомскому царю (Быт 14:23). Может, праведный Аврам не пожелал иметь ничего общего с заклятыми грешниками? Нет, все святые отцы толковали этот эпизод иначе: Аврам хотел лишь исполнить правду Божию, а до земного имущества соседей ему дела не было.

И, наконец, самый известный третий эпизод. Начинается он с того, что Бог предупреждает Авраама: Он идет испытать нечестивые города. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт 18:20-21). Бог не спешит сразу карать грешников, Он устраивает им испытание, объясняет преподобный Ефрем Сирин. Последнее испытание. Господь обещает Аврааму пощадить весь город, если найдет в нем хотя бы десять праведников (Быт 18:23-33).

Но единственным праведником в развращенных городах оказался племянник Авраама Лот…

Так в чем же состоял грех их жителей?

Это становится ясно из описания того испытания, которое устраивает содомитам Бог. Господь посылает в Содом двух ангелов, которых встречает, ведет в свой дом и принимает как почетных гостей праведный Лот. Но, едва прослышав об этом, его жилище окружает целая толпа содомлян, от молодого до старого, и все как один кричат: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их (Быт 19:5). Лот умоляет горожан не причинять его гостям зла, но чуть сам не становится жертвой исступленной толпы. В итоге вмешаться в дело приходится ангелам: они поражают содомлян внезапной слепотой, и тем приходится убраться (см.: Быт 19:11). После этого Господь принимает решение истребить беззаконные города – и приводит его в исполнение, как только Лот с семьей покидают Содом.

«Познать» гостей значит вступить с ними в физическую близость, попросту говоря изнасиловать, объяснял известный библеист конца XIX – начала XX века, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. В этом намерении выразилась крайняя степень развращенности содомлян. Ужасно и отвратительное любое насилие, но в данном случае это было бы насилие с отягчающими, если можно так выразиться, обстоятельствами. Надругаться хотели над гостями, совершенно посторонними и не знавшими местных «обычаев» людьми. Да еще и противоестественным образом – ведь вокруг дома Лота собрались сплошь мужчины.

Кто такие содомиты?
Жители Содома у дома Лота, Виллиам ван дер Гувен и Питер де Хох, 1728

Суть греха обозначена в этом библейском повествовании вполне прозрачно. Профессор Лопухин говорит о «ненормальности и извращенности их (содомлян. – Прим. ред.) полового чувства», которое порождало такой противоестественный порок, как мужеложество, или гомосексуализм. С тех пор этот порок принято именовать «содомским грехом». А содомитами – людей «нетрадиционной сексуальной ориентации», которые, подобно жителям Содома, не видят в нем ничего греховного, противоестественного, а порой еще и активно пропагандируют свой образ жизни и навязывают его окружающим.

То есть история об уничтоженных городах подчеркивает, что содомский грех – особенно тяжкий, а совершившие его в смертельной опасности?

Смертельно опасен – любой грех. Сделанный грех рождает смерть, – пишет апостол Иаков (Иак 1:15) и не уточняет – какой именно. А преподобный Исаак Сирин говорит: любой нераскаянный грех – смертный. Всякий грех, в котором человек не покаялся, отделяет его от Источника жизни – Бога.

Да, в истории про Содом и Гоморру мы читаем о конкретном грехе. Причем грехе, о котором библейские авторы говорят не раз и дают ему предельно четкую характеристику: «мерзость» (Лев 20:13), «постыдная страсть», «срам», «непотребство» (Рим 1:26, 27, 28). Апостол Павел пишет твердо и однозначно: мужеложники… Царства Божия не наследуют (1 Кор 6:9,10). Но можно ли сделать вывод, что эта история лишь про последствия определенного греха? Что ко всем остальным, «не таким вызывающим» грехам она отношения не имеет?

Обратим внимание: мы видим не только, каким грехом заражены содомиты, но наблюдаем картину полной моральной деградации целого сообщества, в котором различие греховного и негреховного, допустимого и недопустимого стерлось вообще. Библейское повествование лаконично, но сказанного достаточно, чтобы понять: жители Содома действовали с таким неистовством, агрессией и бесстыдством, что уже едва напоминали людей. Святитель Московский Филарет (Дроздов) назвал их «зверской толпой» – и еще мягко выразился: ведь редко когда животные ведут себя так вызывающе нагло, и уж точно не выставляют напоказ свои пороки. Содомлян вполне уместно было бы назвать «сборищем сатанинским» – вслед за автором книги Откровения, который выразился так о гонителях христиан (Откр 2:9).

Проблема жителей Содома и Гоморры далеко не исчерпывалась их противоестественными наклонностями. Это были люди давно и прочно сросшиеся с грехом. И в упор не замечавшие попыток Бога раскрыть им глаза на тот ад, который они сами себе организовали в своих плодородных городах.

Ведь не случайно среди них поселился племянник Авраама Лот – судя по всему, еще за несколько лет до гибели двух городов. Господь намеренно устроил так, говорит святитель Иоанн Златоуст, чтобы у этих неистово развратных (2 Пет 2:7) людей был перед глазами пример праведника, и чтобы Лот, подобно врачу, мог бы «обуздывать силу их злых болезней». Но содомляне не воспользовались добрым примером; они «не только не оставили зла, но более и более умножали его», так что Лот, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет 2:8). Содомляне ослепли еще прежде, чем их лишили зрения ангелы, причем – по собственной воле. Они сделали все, чтобы затоптать в себе образ Божий, то, что еще делало их людьми. И в итоге, как говорит Златоуст, «лишились всякого прощения».

Чем история о гибели Содома и Гоморры важна для нас?

Уничтожение двух городов, население которых вершило разврат и злодеяния, – страшный, но выразительный пример того, чем завершается всякая попытка жить по закону греха, игнорируя заповеди Бога и отвергая всякий призыв переосмыслить свою жизнь. И пресловутый «содомский грех» в данном случае – не более чем отправная точка того длинного пути, который закончился для жителей Содома и Гоморры гибелью под огненным дождем (неважно, какое явление природы Бог использовал, чтобы покончить с этим злом). «По пути» на этот грех налипло много чего еще: и злоба, и любовь к самоуслаждению, и абсолютная безнравственность, и хамское отношение к ближнему, не говоря уже о Боге… До чего-то в этом же духе докатилось, вероятно, человечество во времена Ноя, и для тогдашних людей это кончилось Потопом. А теперь Богу пришлось выжигать источники заразы огнем.

Только не стоит думать, что жители этих городов были какие-то необыкновенные грешники, до которых нам с вами далеко.

Кто такие содомиты?
Разрушение Содома, Уильям Тёрнер, 1805

Очень характерный вопрос задал однажды Своим слушателям воплотившийся Бог Иисус Христос. Думаете ли, – спросил Он у них, – что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? И Сам же ответил: нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:4-5). Господь имел в виду очень простую вещь: никогда не нужно обольщаться на свой счет. Ведь и содомлян Он предупреждал, когда показал им пример Лота, наслал на них войско грабителей, привел в город ангелов. А нас предупреждает другими примерами, в том числе примером Содома. Вопрос только в том, обратим мы внимание на эти примеры – или зажмурим глаза и заткнем уши. Изменим свою жизнь – или продолжим жить как привыкли. Содомляне держались за свой привычный образ жизни до самого конца. И конец этой жизни был страшным.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (204 голосов, средняя: 4,74 из 5)
Загрузка...
14 декабря 2020
Поделиться:

  • Алиса
    Алиса3 недели назадОтветить

    Все любят тыкать пальцами в содомитов, а сами-то мы... своего бревна не видим. Может, к себе присмотреться пора?

  • гость
    гость2 месяца назадОтветить

    я тут было специально смотрел на глаза людей на лгбт параде так в них нет злобы в отличие от националистов использующих православную атрибутику , а Богу видимо не понравились именно брутальные "скинхеды" гей , ведь национализм уже был при ветхом завете ?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 месяца назадОтветить

      Любой идейный человек, который свою идею ставит выше Христа и его заповедей о любви, легко найдёт основания для ненависти. Тут дело не в ориентации и не в патриотизме.

  • Максим Арансон
    Максим Арансон7 месяцев назадОтветить

    Содомиты = гомосеки обоего пола. В Библии ведь всё четко сказано, сем они там занимались - приличными словами, но без умолчаний и политкорректности.

  • Сергей Григорьевич
    Сергей Григорьевич8 месяцев назадОтветить

    А Авраам после этого ушел в затворничество в пещеру с дочерьми....
    —а вышел уже с рожденными там детьми(сыновьями)....
    Походу святым духом надуло

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил8 месяцев назадОтветить

      Не Авраам, а Лот ушел в пещеры. Кроме того, библия очень конкретно описывает, как именно появились сыновья, так что никакой загадки тут нет.

  • maxim
    maxim9 месяцев назадОтветить

    В священном Коране тоже есть эта история. Жители этих городов были ЛГБТ. Праведник устал от призывая жителей к нормальной праведной жизни. Бог приказал верующим оставить город через своих 2-х ангелов, пришедших праведникам в виде красивых молодых парней. Жители хотели изнасиловать молодых людей. Как только праведник и верующие оставили город жители обоих городов были казнены Богом за ЛГБТ.

  • Александр
    Александр9 месяцев назадОтветить

    А ангелы пришедшие (в гости) к человеку (не просто со стороны) бродяжки подзаборные?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил9 месяцев назадОтветить

      Здесь нужно вспомнить, что в той культуре отношения свой-чужой выстраивались и воспринимались несколько иначе, чем сейчас (собственно именно поэтому притча о добром самарянине занимает такое важное место в христианском учении). Лот был евреем, содомляне - ханаанами, людьми (условно) другой расы и другой веры. Богатство и связи Лота обеспечили ему определенный социальный вес, его присутствие на земле и в городе было выгодным, но он все равно оставался чужаком, что мы видим так же и из текста: "И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними". То есть когда он к ним просто пришел жить и торговать, с ним все было хорошо, но когда он перешел некую черту, за которую нельзя было переходить чужаку (даже пусть и влиятельному), то стал объектом обоснованного с точки зрения жителей города насилия.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил9 месяцев назадОтветить

    Лот пришел туда как очень богатый и знатный человек и крупный скотовладелец, и технически вместе с ним пришло еще очень большое количество служивших ему людей, к тому же его связь с Авраамом была известна, т.е. придя в Содом Лот был не просто человеком со стороны.

Загрузить больше комментариев