Вопросы публициста Валерия Панюшкина пытается понять писатель и телеведущий, профессор МГИМО Юрий Вяземский.
1. Вы правда думаете, что мы — единая Церковь? Если вы — прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана?
Церковь едина, я ее только так воспринимаю - как Тело Христово. Исповедоваться я хочу у своего духовника - человека, который меня знает и понимает. С ним мне легче. Но если вдруг мне срочно понадобится исповедь, я пойду к любому священнику, который будет рядом. Потому что исповедуюсь я перед Богом, а не перед батюшкой. А Бог - в каждом храме.
2. Вы правда думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху?
Церковь открыта для всех и должна быть открыта для всех. А если бы Храм Христа Спасителя был на Пасху открыт для всех, то толпа растянулась бы до Кремля. Этот храм как сооружение не может вместить всех желающих. По-моему, это совершенно понятно.
3. Почему мы такие мрачные? Почему мы никогда не шутим? Не про Бога, а про себя хотя бы? Можно ведь и про атеистов пошутить, они, правда, обидятся, но, может быть, можно как-то по-доброму? Почему у нас постные лица даже на Масленицу? Вы знаете хоть одного православного комика?
Многие люди, которые выступают в сатирическом жанре, являются верующими. Только я бы не стал использовать выражение "православный комик". Что же касается постных лиц: может, уважаемый вопрошающей просто смотрел в храме только на грустных людей? Я лично вижу в храме много светлых радостных лиц: и в дни церковных праздников, и в самые суровые дни поста.
4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы? Ведь и то и другое — попытка вмешаться в Божий промысел. Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни? Почему вообще мы, Церковь, так много вмешиваемся в половую жизнь нецерковных людей и совсем не призываем милости к ним?
Я ни разу не слышал от представителей Церкви призывы применять смертную казнь, на которую в нашей стране уже давно действует мораторий. И никогда не ощущал на себе, чтобы Церковь вмешивалась в мою половую жизнь - ни в молодом возрасте, ни сейчас. Мне кажется, этот вопрос - сгущение красок. Наверное, есть отдельные священники, которые в силу необразованности или отсутствия такта позволяют некие странные заявления. Но это - отдельные лица, не более того.
5. Почему наши священники врут во время богослужений? На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.
"Сие есть чадо мое по духу" - это не ложь. Это истинна в высшем смысле. Потому все люди братья как чада Божьи. Отношения человека и Бога - это отношения сына и Отца. И сейчас этот человек, это чадо в таком виде предстает перед Господом. И в словах молитвы, которую произносит священник, мы слышим напоминание о том, что все мы - дети Божьи. Потому что если в этот последний момент священник не примет человека как ребенка, которому предстоит предстать перед Господом, то такой священник, на мой взгляд, просто нарушит смысл христианства.
6. Почему у наших православных священников не считается зазорным прямой антисемитизм, притом что Христос и апостолы были евреями?
Об этом надо спросить этих православных священников (если такие есть), потому что у меня у самого в таком случае возникает вопрос, а православные ли они в подлинном смысле слова...
7. Почему мы, Церковь, выставляем своими представителями самых агрессивных своих членов? На праздновании столетия канонизации святого Серафима Саровского я был в качестве журналиста. В закрытый город Саров пускали по поименным спискам. Паломников пустили согласно спискам, представленным Церковью, то есть нами. Паломники эти были православные хоругвеносцы, мрачные люди в черном, настаивающие на канонизации графа Дракулы. Почему не ангелоподобные монашки из Сергиево-Посадской иконописной школы? Почему не студенты Свято-Тихоновского университета? Почему «черная сотня»? Почему вообще у людей, которые наиболее рьяно защищают православие, так часто бывают нечищеные зубы и ботинки? Может, намекнуть им как-то?
А разве выставляем своими представителями самых агрессивных членов? По-моему, самый яркий представитель Церкви - это Патриарх. Разве он агрессивный? А те, кто его окружают - митрополит Иларион (Алфеев), архимандрит Тихон (Шевкунов) - разве они агрессивные? Они для меня, наоборот, воплощают те слова, которые Христос сказал ученикам на Тайной Вечери: по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга. Я вижу в них не агрессию, а терпение. Мне кажется, иногда даже слишком большое - я бы на их месте не выдержал...
8. Почему для нас, верующих, ключевым действием в Церкви является покаяние, а сама Церковь не кается ни в чем и никогда?
По-моему, Церковь беспрестанно кается - в лице своих членов, людей, считающих себя православными. Таинство Покаяния предполагает предельную интимность: перед тобой Бог - и ты каешься. А как иначе? Публично биться лбом о землю? Так сделал Родион Раскольников, а в толпе зашептали: "Вот дурак, напился..." Публичное, показное покаяние для меня похоже, скорее, на фарисейство.
9. Почему от имени нас, Церкви, говорят всегда два-три человека довольно реакционных взглядов? Почему говорят администраторы? Ведь есть же богословы, женщины-богословы в том числе. Почему Церковь не благословляет их говорить публично, а только на богословских семинарах?
От лица Церкви должны говорить пастыри. И они говорят. Во всяком случае, я их слышу.
10. Почему нами, Церковью, был запрещен ко служению отец Сергий Таратохин, поддержавший Ходорковского в тюрьме? Почему нельзя священнику иметь взгляды и поступать по совести?
Священник должен иметь свои взгляды и поступать по совести. Это его первейшая обязанность. Вопрос в том, чтобы взгляды согласовывались с заповедями, а поступки не входили в противоречие со священным саном.
11. Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?
А разве есть запрет на Кураева (исполняет функции иностранного агента) и Меня? Если книг нет, может, издательства не делают вовремя допечатки?
12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник — Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное — воду?
Сам автор вопросов ранее утверждал, что в Храм Христа Спасителя не попасть на Пасху. Может, это значит, что все-таки Пасха, а не Крещение, самый "популярный" праздник? Думаю, на Крещение в Храм Христа Спасителя попасть легче.
13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда?
А разве по всем каналам? Я не знаю, разрешают ли, например, мусульмане показывать по телевизору свои богослужения.
14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников?
Я бы никогда не назвал это "гонениями на Церковь". Другое дело, что этих хулиганок кто-то стал поддерживать, и даже зазвучали слова, что чуть ли не сама Церковь их посадила. Как будто Церковь может кого-то посадить... При этом совершенно забывается, что чувства миллионов верующих были оскорблены этим кощунством. Это не гонения на Церковь. Но это оскорбление.
15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии? Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?
Общая проблема, которая встает передо мной в связи с вопросами Валерия Панюшкина, - это то, что я не понимаю, из чего они вырастают. Кто к кому апеллирует с просьбами о насилии? Про события Евангелия мне известно: иудеи апеллировали к Понтию Пилату, который должен был утвердить обвинительный приговор церковно-светского суда - Синедриона. Что такого происходит сегодня? Кто такие "мы"? Если какая-то группа людей, считающих себя православными, проявляет себя агрессивно и призывает к насилию, не надо на основе этого делать широкое обобщение о всей Церкви.