Кто создал дьявола - журнал "Фома"
Кто создал дьявола?
Коррадо Джаквинто (1703— 1766), "Дьявол перед Господом"

Кто создал дьявола?

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Мир полон людьми, которые желают бороться со злом – негодуют на него, скрежещут зубами, проклинают, изготавливают все более мощное оружие и пускают его в ход... Но что такое вообще зло? Откуда оно берется? Кто создал дьявола? Перед тем, как сражаться, проводят тщательную разведку, пытаются выяснить о враге все, что только можно — и борьбу со злом надо начинать не с борьбы, а с рассуждения и понимания. С кем мы воюем? Как? За что ведется эта война?

С одной стороны, христианство — весьма воинственная религия. Апостолы не делают секрета из того, что стать христианином — значит попасть в действующую армию. Вам предстоят труды, возможно, лишения, преследования или даже смерть. Если вы жалуетесь на то, что церковная жизнь недостаточно комфортна, вы забыли о том, что это окоп, а не санаторий.

С другой стороны, эта битва протекает не так, как земные битвы — самые передовые ее воины, монахи, за всю свою жизнь мухи не обидели. Никого не подавили, не сокрушили, не принудили к повиновению, но напротив, сами пребывают в сокрушении и повиновении. Да что говорить о монахах — мученики, наивысший пример христианского воинствования, проявляют себя не как крепкие солдаты, опытные в обращении со смертоносными орудиями, которые убивают своих врагов. Напротив, это люди, без сопротивления принимающие смерть.

Более того, сам наш Военачальник ни убил, ни ранил, ни изувечил, ни запугал никого — когда от него ждали, что Он уничтожит своих врагов, Он сам принял смерть от их рук.

Это непривычный и пугающий вид мужества — он все эти две тысячи лет остается непривычным и пугающим. Святой Апостол Петр имел достаточно мужества, чтобы броситься на защиту Господа с мечем, против явно превосходящих сил противника. Но Господь сказал ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52). И через небольшое время Петр трижды отрекся — когда от него потребовалось просто признать, что и он «из учеников этого Человека».

Потому что мужество, которого требует Господь, непохоже на мужество этого мира. Как не похожа и война, которую Он ведет, на войны, которые в этом мире ведутся. Это война с гораздо, гораздо более страшным противником, и от ее развития зависит нечто гораздо, гораздо более важное.

У нас, христиан, есть уникальная информация, благодаря которой мы видим мир в совершенно иной системе координат. И мы понимаем, что он гораздо больше — у него есть духовное измерение, гораздо более обширное и важное, чем тот материальный мир, который мы воспринимаем органами чувств.   Это измерение не находится где-то в другой вселенной — они пронизывает материальный мир и активно взаимодействует с ним. Могущественные духовные существа пребывают рядом с нами — Божии ангелы простирают над нами свой покров и хранят нас от зла. Хотя мы не видим их, они принимают самое деятельное участие в нашей жизни. Но не все обитатели духовного мира добры. Он охвачен мятежом и гражданской войной. Как говорит книга Откровения, «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Еще до грехопадения человека могущественный ангел восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом (то есть клеветником) и сатаной (то есть противником), драконом и змеем. Он увлек за собой часть ангелов, которые обратились в «духов злобы поднебесных». Эти духовные мятежники непрестанно ищут разрушить Божие творение — и, особенно взаимоотношения Бога и человека.

Хотя мы, как правило, не видим ангелов — и бесов (да и век бы их не видеть), они проявляют себя в нашей жизни — прежде всего, побуждая нас к определенным мыслям и поступкам. Как говорит Евангелие, именно сатана вложил Иуде мысль предать Спасителя, он же подбил Ананию и Сапфиру солгать Духу Святому (Деян. 5:3), он использует любые возможности, чтобы искушать христиан (1Кор. 7:5), он идет на различные уловки, и даже притворяется ангелом света (2Кор. 11:14), он обольщает народы, чтобы побудить их к мятежу против Бога (Откр. 20:7).

Можно приводить и другие подобные стихи Писания, но картина ясна — зло это не слепая стихия. За злом мира стоит личностная, целенаправленно действующая духовная сила, или, учитывая других падших духов, силы. Именно они являются нашими врагами, и с ними мы ведем войну. Как говорит святой Апостол Павел,

«потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:12-17).

За что ведется эта война?

Человеческие войны ведутся за ресурсы и территории, владычество и контроль. Разумеется, война между Богом и сатаной ведется не за это. Бог есть Творец всего видимого и невидимого, Он — неоспоримый Владыка мира, который Он создал и поддерживает в бытии. Сатана — всего-навсего падшее и мятежное творение. Но есть нечто гораздо более важное, чем вся вселенная, чем все звезды и галактики — бессмертные души людей. Именно за них и ведется борьба. Бог создал людей (как и ангелов) свободными и хочет привести их к вечной жизни в любви и радости; сатана стремится втянуть людей в своей мятеж, чтобы в итоге погубить их. Выражение «битва за умы и сердца» может звучать как штамп, но в данном случае это именно она — битва за души людей. Ни Бог, ни дьявол не интересуются геополитикой — вернее, интересуются ей лишь постольку, поскольку она как-то отражается на вечном спасении конкретных лиц. Ваша душа в глазах Бога гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств, империй и царств, наций и военных союзов. Как говорит Господь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар. 8:36).

Единственная битва, которая имеет вечные последствия — это битва за души людей, потому что именно люди созданы для вечной жизни, которую могут навеки обрести — а могут и утратить. Поэтому война идет за Вашу душу — и души Ваших ближних. Дьявол, по ненависти к людям, определенно желает им и временных бедствий — но его главная цель состоит в том, чтобы погубить их бессмертные души.

Как? Отторгнув нас от общения со Христом — через грех и неверие. Каким оружием? Ложью.

Что же мы знаем о нашем враге?

Прежде всего, он — лжец. Как говорит Господь, «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44). Дьявол - опытный манипулятор. Он знает, как использовать людей - их надежды, страхи, мечты, обиды - против них самих. Он - мастер того, что в наши дни называют «психологической войной». Собственно, его война и носит психологический характер. Чтобы действовать в мире, он нуждается в помощи людей - которых использует в своих интересах и обманывает.

Он похож на мошенников-людей, которые знают как очаровать своих жертв, заручиться их полным доверием, воззвать к их лучшим чувствам и помочь им почувствовать себя буквально на седьмом небе - избранными, особенными, как внушить им ложные надежды и разжечь в них несбыточные ожидания. Принципиальная разница тут, однако, в том, что жертвы мошенников лишаются, чаще всего, денег и имущества, хотя и значительного - например, квартиры; а дьявол приходит, чтобы погубить бессмертную душу.

Дьявол умеет быть чрезвычайно привлекательным и убедительным; в отличие от того дельца из анекдота, который продавал холодильники эскимосам, он продает не просто бесполезные, а смертельно вредные вещи - смерть под видом жизни, ложь под видом правды, ад под видом рая.

Он знает, как довести людей до самой пламенной, самоотверженной веры в самую жалкую ложь. Он знает, как убедить национал-социалиста или большевика, что массовое убийство невинных людей - это замечательное дело, за которые потомки будут ему благодарны. Он знает, как внушить террористу, что взорвав себя вместе со случайными и невинным людьми, он попадет в рай.

Он знает, как заставить людей довериться обманщикам, как если бы они открывали истину, и губителям, как если бы они были спасителями.

Он всегда готов прийти на помощь человеку, который ищет оправдать свой грех и губительную глупость, ободрить и воодушевить тех, кто идет по пути погибели.

Он всегда может изобразить злобу праведным гневом, глупость - мудростью, преступление - подвигом. Он пропагандист столь блестящий, что все земные пропагандисты - жалкие подмастерья. Он умеет предложить каждому свою приманку - кого-то он постарается вовлечь в оккультизм, кого-то укрепить в твердокаменном материализме; кому-то станет внушать идеи национального превосходства, кому-то, напротив, мечту о братстве народов - только вот путь к этому братству он прочертит через реки крови.

Истина одна, устраивает ли она нас или нет; ложь может быть какой угодно - неудивительно, что разные формы лжи могут яростно бороться друг с другом; одна из любимых забав диавола - заставить людей ненавидеть, преследовать и убивать друга ради его выдумок, которыми он соблазнил обе стороны.

Поэтому так опасно бороться со злом - зло, с которым человек борется, может быть вполне реальным, тяжким, возмутительным - но при этом он сам может выступать на стороне другого зла. А дьявол при этом постарается снизить у человека критичность к его действиям - и действиям «своих». Поскольку я борюсь со «злом» я есть добро, а поскольку я есть добро - какие ко мне могут быть претензии?

Очень часто так бывало — и бывает — что люди борются с бесами под визгливый смех этих самых бесов. Потому что они в это время сидят у них на загривке.

Снимает ли эта изощренность дьявола ответственность с человека? Нет. Писание подразумевает, что человек может сказать «нет». Да и цель лукавого - погубить нашу душу, что было бы невозможно без нашего соучастия. Обольщение лукавого - это то, на что человек соглашается сам. Этот момент согласия человек может прятать от самого себя (в чем лукавый, несомненно, ему поможет) - но он есть.

Наступает момент, когда человек решает, что он охотнее будет слушаться дьявола, чем Бога. Или, поскольку дьявол никогда не подает визитной карточки - выбирает в качестве руководящей силы своей жизни кого-то или что-то, что не является Богом. Племя, нацию, теорию, идеологию, деньги, удовольствия.

Иногда вместо Бога человек может выбрать религию - да, дьявол может быть глубоко религиозен, даже ревностно благочестив. (Если вы думаете, что такое бывает только у мусульман, вы плохо знаете историю; современность, впрочем, тоже).

Противостойте ему

Как же мы можем противостать этой изощренной сверхчеловеческой силе? Собственно, сами по себе мы не можем — как овцы не могут противостоять волку. Но у овец есть Пастырь. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан. 3:8).

Мы должны пребывать в общении со Христом — то есть, прежде всего, в Его Церкви, приступая к установленным Им Таинствам. Как говорится в молитве перед Святым Причащением: «… да не мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленного волка звероуловлен буду». Одна из первых задач противника — отторгнуть нас от общения с Церковью — или не дать в нее войти, если мы пока еще снаружи.

Мы призваны тщательно хранить заповеди Божии — и отдавать себе отчет, что любой помысел и любое внушение, побуждающее нас нарушить заповедь (под каким бы то ни было предлогом) исходит, в конечном итоге, от врага нашего спасения. Как говорит святой Апостол Петр, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).

Конечно, это не значит, что мы должны испуганно озираться в поисках дьявола — он как раз использует это против нас. Трезвиться — это значит отдавать себе отчет в реальности духовной битвы и оценивать происходящее именно с точки зрения его духовного значения и духовных последствий. Как те или иные мои решения скажутся на моих отношениях с Богом? Не пытаюсь ли я приобрести что-то в этом мире ценой вреда для своей души? Не заключаю ли — прямо сейчас — сделки с обманщиком?

А взирать надо на Господа. Хитросплетенную паутину лжи бывает невозможно распутать — но она исчезает от света Истины. Ложь — во всех ее формах и видах — побеждается истиной. А Истина есть Христос. Мы наносим поражение злу не тогда, когда размахиваем кулаками, а когда ревностно стараемся быть угодными Господу нашему Иисусу Христу и делаем то, что Он говорит.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (86 голосов, средняя: 4,70 из 5)
Загрузка...
3 августа 2015
Теги:
Поделиться:

  • Дина
    Дина10 месяцев назадОтветить

    "Ваша душа в глазах Бога гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств, империй и царств, наций и военных союзов. Как говорит Господь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар. 8:36)" - сказано в статье. Это ошибочное утверждение. Правильное - Ваша душа ДЛЯ ВАС гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств...

  • Михаил
    Михаил1 год назадОтветить

    Бог низвергнул дьявола и его падших ангелов на землю. А почему не на Марс? Любопытно,что и Адама с Евою, за яблочный грех, отправил на землю. (в южное место, а не на север).

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      А что, разве в Библии есть упоминания конкретной планеты?

  • Артём
    Артём2 года назадОтветить

    ,,Собственно, сами по себе мы не можем — как овцы не могут противостоять волку,, или как ещё некоторые говорят б,,раб Божий,,.Прошу прощения может чего не понимаю,я лишь выражу своё мнения-У овец и рабов нет Священного Права выбора-Свободы.

  • Влад Люб
    Влад Люб2 года назадОтветить

    Дьявола никто не создавал (Бог зла не творит!) - дана была при творении свобода выбора каждой разумной твари: ангельской и человеческой. Человек мог выбрать жизнь вечную, откушав от плода древа жизни (символа Христа:- Я есть путь и истина, и жизнь). Человек мог выбирать между одним и другим. Его соблазнили другим... За этот выбор, как сказано было в "Священном писании", "проклята за тебя Земля". В чём заключалось это проклятье? Долго я думал над этим, первое, что пришло на ум, - это преображение всякой твари в её способность пожирать друг друга. Но это, скорее, следствие, т.к. для проклятия от Творца довольно мелко. И вот последнее разумение - этим выбором наши далёкие предки разрешили князю тьмы править в нашем физическом мире не только отпавшим ангелам - бесам, но и людям, сознательно (подчёркиваю это - сознательно!) служащим этому князю. Христу ведь тоже предлагала эта сущность дать в подчинение весь этот мир, если Он поклонится этой сущности (третье искушение Христа от дьявола). Отсюда любая единоличная власть в мире - от этой сущности... Другой вопрос:- зачем было давать Творцу такую же, как у Него (!!!), свободу воли? А затем, чтобы каждая разумная тварь свободно, без принуждения, например, страхом наказания (излюбленный приём многих "пастырей"), выбрала не себя любимого (то, что рав Лайтман называет эгоизмом), а самого Творца (а этого Лайтман не говорит, но, думаю, предполагает). Но, что такое свободный, без принуждения выбор, - это выбор всем сердцем, т.е любящим сердцем. И в этом была единственная заповедь Христа:- "Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы возлюбите друг друга". Почему же Христос не призывает нас сразу любить Бога, как в заповеди Моисея, а пока только друг друга? Да потому, что любить невидимого, никак не ощущаемого Бога не доступно человеку, если не дана ему на то Божья благодать. А вот полюбить друг друга, например "укропа" или "пиндоса" можно (и нужно!, т.к. все мы - дети Отца Небесного, кроме тех, кто сознательно служит князю тьмы, эти преображаются и отпадают от своей монады). Об этом же говорит и Христос:- "Если вы помогли одному из малых сих, значит помогли и Мне". А многие из ангелов выбрали себя сразу, т.к. сотворены были бесплотными и полностью повторявшими Творца, но в тварном инобытии. И отпали... "Имеющий уши слышать - да слышит!".

  • Taras
    Taras3 года назадОтветить

    Статья - бредни верующего. А теперь по сути.
    Бог поначалу сотворил ангелов. Таких сильных, могущественных, мудрых и т.д. В общем не ровня людям. И заставил их служить себе хорошему. Да так справедливо ими руководил, так любил... что те бедняги не выдержали хорошей жизни. Не колебаясь, треть ангелов возмутились и свалили от шефа. Так часто и в жизни происходит. Ходит работяга на работу, шеф его "любит", премиями осыпает, работой не нагружает. Но плохо трудяге от этого, вот и уходит, увольняется.
    В общем - ошибся Бог с ангелами, проклял их, избавился (по его версии). А по моему убеждению они добровольно свалили.
    И решил Бог учесть свои ошибки - создать существо послабее, потупее - по типу червя. Назвал червя человеком, привел к яблоне и стал идиоту пояснять, что ЭТИ яблоки есть нельзя. Пояснил и пошел за кусты. Но подлый дьявол, притворившись змеем, открыв хвостом дверь завалился в божий дом и давай соблазнять червя яблоком. Результат на лицо. Как только червячок доел яблочко явился хозяин. разгневанный такой весь, набросился на червя и давай его проклинать. В общем выгнал из дому и от любви большой наградил проклятиями и грехами несмываемыми: болезнями, голодом, войнами и т.д.
    Ну не смог БОГ всевидящий уследить за двумя овцами в собственном доме (но я то знаю, кто спрятался в шкуре змея в своем же райском саду;). Зато сейчас, я точно знаю, он за всеми 7 000 000 000 баранов пристально наблюдает, все знает и по заслугам воздаст каждому.
    И это все не моя фантазия, а интерпретация написанного в "святых" писаниях - фактаж. Лишь с разницей - как это видит слепой фанатик и как вижу я.
    Вот еще один наглядный пример интерпретации писания:
    И сказал Бог Аврааму: "Возьми своего сына Исаака и убей его, принеси мне его в жертву. Таким образом ты докажешь мне свою веру или преданность". И Авраам как лох, заточив нож, повез сына на убой. И убил бы. По сути в этом вся соль религии - сломать мозг фанатику, довести до механического подчинения приказам, даже если это приказ: "убить собственного сына" или "отказаться от родителей". И чего ради? Доказательства своей преданности!? Даже не места в раю, а тупо доказательства!!! Убить собственного ребенка, чтобы твой зад стал ближе к раю? Ок, немного отошел от темы, возвращаюсь к сути.
    Представьте себе все то же самое, эту же историю, но Бога замените на Дьявола. Итак, является Дьявол Аврааму и говорит слово в слово: "Возьми своего сына Исаака и убей его, принеся в жертву Богу. Таким образом ты докажешь свою веру в Бога". Как поступить Аврааму? Конечно же убить, доказав свою преданность Богу, ведь он же долбанный фанатик с поломанной психикой. И какая разница, кто его попросил Бог или Дьявол? И подобные манипуляции с людьми священники проворачивают ежедневно, ежеминутно на протяжении тысячелетий. Как говорится: "НИЧЕГО ЛИЧНОГО - ЭТО БИЗНЕС".

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)10 месяцев назадОтветить

    Православная Церковь не учит ни такому толкованию притчи о блудном сыне, ни тому, что ангелы служат человеку (только Богу), ни тому, что у ангелов могут быть дети.

  • Игорь
    Игорь10 месяцев назадОтветить

    Конечно, ведь это противоречит постулату, что человек= раб

  • Сергей
    Сергей10 месяцев назадОтветить

    Посмотрите работы Исаака Сирина, или ролики Максима Калинина (исследовател работ Исаака Сирина).

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 года назадОтветить

    О создании Церкви: "и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" Мф 16:18
    Об учреждении Таинств читайте наш материал 7 церковных таинств: основания в Библии

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь