Алла Митрофанова: Добрый вечер, дорогие слушатели! В эфире программа «Фома» - для тех, кто хочет верить. Я, Алла Митрофанова, с радостью представляю сегодняшнего гостя, которого, к сожалению, давно в этой студии не видела - протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади. Добрый вечер, отец Игорь!
О. Игорь Фомин: Добрый вечер!
Алла Митрофанова: Сегодня мы обсуждаем тему, которая для многих актуальна. Поскольку сейчас преддверие празднования дня рождения Иоанна Крестителя, человека, который Роден назвал вечным человеком. Это человек, который из Ветхого шагает в Новый Завет и является связующим звеном между этими двумя важнейшими этапами в истории человечества. Мы решили поговорить о крещении, крестных, крестинах, крестниках и всем, что с этим связано. Отец Игорь, поскольку тема обширная, вопросов будет масса, - с моей стороны, по крайней мере.
О. Игорь Фомин: Чтобы уверить наших слушателей, что любые вопросы можно задавать, хочу рассказать один случай: не помню, то ли здесь, то ли на другом радио, раздался звонок, во время которого меня спросили: «А как крестят у вас в храме?». Я стал рассказывать, как крестят у нас. «Скажите, пожалуйста, у вас полностью все молитвы читают?». Я ответил, что именно так и происходит. И ко мне пришли в храм и покрестили ребенка.
Алла Митрофанова: То есть это реклама такая?
О. Игорь Фомин: Я просто хочу сказать, что у нас очень живой эфир, и он не ограничивается только часовым разговором, а имеет продолжение и не только у вас в головах, не только у нас в сердцах, но и на практике - в жизни.
Алла Митрофанова: Отец Игорь, расскажите, пожалуйста, для начала – мы вообще чей день рождения будем праздновать? Почему так особо чтят Иоанна Крестителя?
О. Игорь Фомин: Мне кажется, вы совершенно правильно, дорогая Алла, сказали, что выражаясь словами Родена, мы празднуем рождение человека вечного, который связывает Ветхий и Новый завет. Другое наименование крестителя Господня Иоанна – последний пророк в Ветхом завете, первый мученик в Новом завете. И мы празднуем день рождения сродника по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Елизавета была сродницей Пресвятой Богородицы.
И первая, к кому идет Пресвятая Богородица говорить о Благовещенье, о том, что она зачала во чреве – это именно Елисавета, мать Иоанна Крестителя. Ведь Елисавета очень долго плакала вместе с Захарией, отцом Иоанна Предтечи, они были уже в преклонных годах и принимали поношение бесчадства от своих сродников.
Алла Митрофанова: А что такое поношение бесчадства?
О. Игорь Фомин: Это слова из тропаря этим святым угодникам Божиим. Еврейский народ презирал их – за то, что у них не было детей, это считалось наказанием Божием в еврейском народе. Но Промысел Божий, он особый, заботится о человеке совершенно со своей стороны и подает все необходимое, что нужно. Так же было и с сей праведной четой. Он был из священнической среды, она была сродница из колена Ааронова…
Алла Митрофанова: Вы родителей Иоанна Крестителя имеете в виду?
О. Игорь Фомин: Да, родителей. И вот она зачала во чреве в одно время, точнее на шесть месяцев раньше, чем Пресвятая Дева и появился у нее младенец, которого назвали Иоанном, и это прекрасно описано в Евангелиях, причем во всех Евангелиях. Но для разговора с людьми скептически настроены к христианству и православию, нам, конечно, важны другие источники. В этом случае мы можем открыть еврейскую Библию или, допустим, Иосифа Флавия (это древний историк) - в них мы найдем упоминания об Иоанне Крестителе, что это проповедник на исходе периода второго храма.
Алла Митрофанова: А что такое второй храм?
О. Игорь Фомин: Иерусалимский храм, который был построен после разрушения первого храма, построенного Соломоном. Второй храм был более великолепным, более красивым. Это ко всему прочему еще и был центр духовной жизни еврейского народа. Там совершались судьбы многих людей и в общем-то, а в каких-то комнатах совершилась судьба и господа нашего Иисуса Христа - принятие первосвященниками решения, заседание синедриона, распятие, но от этого и наша с вами судьба очень зависела.
Алла Митрофанова: То есть я так понимаю, что историки указывают на дату разрушения храма, как на опознавательный знак, по отношению к которому жили те или иные люди.
О. Игорь Фомин: Да, это часто встречается и в исторических летописях, когда ссылаются на постройку того-то или на правление кого-то. В контексте Иоанна Крестителя Иосиф Флавий ссылается на последние времена второго храма. Но нам гораздо важнее жизнь Иоанна Предтечи. А она была удивительной. Когда родился Богомладенец Христос, то к Ироду пришли волхвы и возвестили, что родился царь иудейский. И Ирод послал убить всех младенцев в возрасте до двух лет в Вифлееме и во всех окрестностях. В окрестностях Вифлеема как раз и жили Захария и Елисавета. Захария приходил на недельное служение в Иерусалим и там жил при храме, а потом возвращался к себе домой и два года спокойно существовал у себя дома, возделывал поля.
Чтобы спасти своего ребенка они бежали в горы, но в скором времени Захарию убили - это известно уже из предания. Хочу заметить, что предание очень важно знать. Например, протестанты отвергли его и у них много, что разрушается. Даже их протестантские богословы приходят к атеистическому осознанию Священного Писания. Там, где предание живо, а Священное Писание возникло из предания, то есть сначала предание изустное, это было записано.
Алла Митрофанова: То есть предание это устно, писание это письменно? Логично. Сначала появляется устная часть, потом письменная.
О. Игорь Фомин: И вот Захария убивается между престолом и жертвенником. А по преданию он был убит за то, что скрыл своего ребенка. Кто-то донес на него, то есть он тоже начинает страдать за…
Алла Митрофанова: То есть он себя приносит в жертву за своего сына?
О. Игорь Фомин: Да.
Алла Митрофанова: Отец Игорь, если Вы не против, давайте будем слушателям давать возможность спросить. Алексей, слушаем вас.
Алексей (слушатель): Простите, если мой вопрос покажется странным - я спрашивал неоднократно, но никто не может ответить. Это действительно так, что есть только две силы - или Господь, или сатана - а третьего, промежуточного звена, не дано?
О. Игорь Фомин: Я разочарую вас Алексей, потому что есть только одна сила – это сила Божия. Все остальное - слабые потуги лукавого диавола извратить Божию истину. Так что давайте воспринимать это так: Господь ни с кем не воюет, Он призывает быть похожими на Него. А вот человек уже воюет сам с собой. Есть очень замечательная притча, как один настоятель обходил кельи своего монастыря Великим постом и вдруг почувствовал странный запах. Открывает дверь кельи и видит, что один монах жарит на свечке яичко. Настоятель говорит, мол, брат, что ж ты делаешь? на что монах ему отвечает, что это бес его попутал. А бес из угла и говорит, что это он у этого монаха учится. Нет никакой силы, кроме силы Божией. Достоевский сказал: диавол борется с Богом, а поле битвы - сердца людей. Но здесь мы должны сказать, что диавол с Богом борется, а Бог уже победил смерть, так что, Алексей, сила только одна и она в Боге.
Алла Митрофанова: Спасибо за ответ. Но я напоминаю, что основная тема нашего разговора – крестины, крещение и все, что с этим связано. Но начинали мы разговор с человека, к которому эта тематика восходит, потому что послезавтра, 7 июля, мы отмечаем день рождения Иоанна Крестителя. Продолжая эту тему, я хочу спросить вас вот о чем. Слово "крещение" в нашем сознании тесно связано со словом крест, а вместе с тем мы знаем, что Иоанн крестил людей в реке Иордан еще до того, как Господь взошел на Голгофу и принял крестные страдания. Откуда Иоанн знал, что так будет? Почему он крестил людей еще до того, как все это совершилось?
О. Игорь Фомин: Когда Иоанн Креститель попадает в пустыню, а попадает он туда в маленьком возрасте, он начинает жить аскетической жизнью. Одно из апокрифических Евангелий (это то, которое не принято к общему употреблению), говорит, что в пятимесячном возрасте Елизавете явился ангел и сказал, что следует отлучать дитя от груди и приучать его к акридам.
Слово "акриды" имеет два толкования: по первой версии, это кузнечики, а по второй, растение, похожее на бобовое, которое растет в тех местах. И предание говорит, что он с детства вкусил такую постническую подвижническую жизнь, жил, по преданию, в иессейский общинах, а это были очень строгие общины. Это было закрытые общества, похожие на старообрядческие - они никого к себе не пускали. Они изучали Священное Писание и пришли к выводу, что необходимо иметь общую трапезу. То есть община должна собираться не по своим уголочкам, а разделять общую трапезу. Очень похоже на наши агапы - после литургии не надо расходиться, а надо вместе чайку попить.
Алла Митрофанова: Но это редко, где бывает.
О. Игорь Фомин: Слава Богу, таких общин все больше появляется. Я могу привести пример Троицы в Хорошево, где владыка Марк является настоятелем, там на улице (два-три года назад так было) прямо накрывали столы, неважно, сколько людей, ставился большой самовар, раскладывалось, что есть, варенье, баранки, печенье и владыка Марк сам наливал всем чай. Приход от этого только крепнет. И вот в иессейской общине рос до 30 лет Иоанн Креститель. Но Господь призывает его на общественную проповедь, и он начинает проповедовать Мессию. Я так понимаю, что поступил к нам звонок. Мы вас слушаем.
Алла Митрофанова: Екатерина, здравствуйте.
Екатерина (слушательница): Здравствуйте. Извините. У меня вопрос не по теме крещения. Вы упомянули избиение младенцев. У меня давно есть такой вопрос, избиение младенцем произошло при Ироде Великом или каком-то другом? А Ирод великий умер в 4 году до нашей эры. Вы мне не ответите на этот вопрос?
О. Игорь Фомин: Да, с датами у нас есть путаница. Если почитать Гладкова - это очень интересный толкователь, который перешел из протестантов в православие - он пишет о том смещении времени, которое произошло. Действительно есть такое мнение, что Рождество Христово мы празднуем с ошибкой на 5 лет.
Алла Митрофанова: То есть Господь родился за 5 лет до Рождества Христова.
О. Игорь Фомин: Есть и другии версии - что за три или через три года по Рождестве Христовом - но Гладков упоминает именно пятилетний период. Если это так, то это все укладывается в ваш вопрос.
Алла Митрофанова: И во дни Ирода Великого произошло то самое избиение младенцев, о которым мы упоминали. Отец Игорь, хочется в практическую часть все перевести. Иоанн Креститель – это все понятно, история двухтысячелетней давности. А мы сейчас живем в то время, когда насчет крещения появляется много вопросов. Особенно если речь идет о крещении наших близких, взрослых и маленьких - сейчас бывает и так, что дети крестят своих родителей. Насколько я слышала, в древности была традиция – крестить людей во взрослом возрасте. Потому что они к этому моменту становятся ответственными гражданами, которые способны воспринять во всей полноте ответственность, которая на них ложится, поменять свою жизнь. Сейчас у нас призывают крестить в младенчестве. Что правильно?
О. Игорь Фомин: Этот призыв вышел из уст Григория Богослова. Мы знаем великих мужей Василия Великого и Григория Богослова, которые крестились во взрослом возрасте.
Алла Митрофанова: Император Константин крестился вообще на смертном одре и прославлен как святой.
О. Игорь Фомин: Хотя импеартор Константин покровительствовал православию будучи еще не крещеным, был православным еще до крещения. Но с Григория Богослова начинается та, скажем, плеяда крещений. Когда Григорий Богослов попал в кораблекрушение, он чуть не погиб. И после этого кораблекрушения он побежал креститься, потому что понял, что проповедуя, что таинство крещения есть таинство, вводящее в жизнь вечную, он сам может там не очутиться из-за какой-то бури. И после этого он стал призывать креститься в младенчестве. В Греции до сих пор осталась традиция крестить в трехлетнем возрасте. Причем с практической точки зрения, это самый неудобный возраст для крещения.
Алла Митрофанова: Почему?
О. Игорь Фомин: Потому что ребенок в этом возрасте кричит наиболее сильно.
Алла Митрофанова: Кризис трехлетнего возраста – психологи это так называют.
О. Игорь Фомин: Я думаю, это не кризис трехлетнего возраста, а неразумие родителей. В нашей стране осталась традиция, что мы крестим в восьмидневном возрасте, даже бывают случаи, когда только-только роды прошли и позвонили и сказали: «Батюшка, мы выписываемся из роддома через три-четыре дня, можно мы сразу заедем и покрестим? Или вы не могли бы к нам приехать?». Вот это заслуживает уважения и всяческих похвал.
Алла Митрофанова: Но люди понимают при этом, какую ответственность они на себя берут? Ведь крещение - это не просто оберег какой-то на шею ребеночку надеть, чтобы с ним ничего не случилось. Это же подразумевается жизненный путь, который ребеночек пока не в силах пройти сам, за него должны пройти родители. Или я не права?
О. Игорь Фомин: Нет, вы совершенно правы, но тема эта очень большая…
Алла Митрофанова: И мы продолжим ее в следующей части программы. Я напоминаю, дорогие радиослушатели, что у нас в гостях протоиерей Игорь Фомин - клирик Казанского собора на Красной площади - и мы в преддверии Рождества Иоанна Крестителя решили поговорить о крещении, крестных, крестниках и всем, что с этой темой связано.
Алла Митрофанова: Добрый вечер, в эфире программа "Фома". У нас в гостях - протоиерей Игорь Фомин. В преддверии дня рождения Иоанна Крестителя мы решили поговорить о крещении детей и взрослых, о том, что такое крестины и так далее. Первая часть программы была посвящена виновнику торжества, мы поговорили об Иоанне Крестителе. Сейчас переходим в практическую плоскость. В связи с вопросом об ответственности людей решающихся крестить младенцев хочу продолжить эту тему: объясните, когда крестится взрослый – он самостоятельно принимает это решение. Поскольку у нас сложилась традиция крещения детей еще в младенчестве, получается, что инициаторами крещения выступают родители или крестные родители, и именно они берут на себя всю ответственность, которая бы лежала на человеке взрослом, если бы он принимал крещение. Может нам стоит 10 раз подумать, прежде чем на это решаться?
О. Игорь Фомин: Давайте начнем с того, что маленький ребенок еще не может самостоятельно выбирать приоритеты в жизни – что ему полезно, что ему нужно, что необходимо, у него только формируется сознание и т.д. Церковь это признает со всеми другими людьми, которые об этом говорят. И крещение совершается по вере родителей. По вере в заботу, во охранение, в воспитание, в пополнение здоровья или увеличения роста и родитель несет полную ответственность не только перед УК за своё чадо, но и перед Богом за будущее этого ребенка. Точно так же как родитель выбирает кашу и другие «невкусности», которыми он пичкает бедного ребенка, чтобы он ел и рос, вместо пепси-колы наливает какой-то кефир в бутылке. Мы прекрасно понимаем, что родитель поступает правильно, выбирая питание, пусть даже диетическое невкусное. А вот когда мы говорим о духовном воспитании – мы сразу говорим, нет, пусть вырастет и сам выберет себе веру. Хорошо, давайте так рассуждать, пусть вырастет и сам выберет себе образование, мы знаем к чему это приводит - если мы не будем учить ребенка до 18 лет, то мозг атрофируется. Можно пообщаться с детьми, не занимавшимися учебой до совершеннолетия - я имею в виду детей из детских домов (в Москве есть, кстати, такая замечательная школа восполнения образования, где дети с неполным образованием, которые, выходя в большую жизнь, могут восполнить образование для поступления далее в колледж и т.д.). Бывая в этом учебном заведении, я понял, что дети там не умеют учиться, их там заново учат учиться, им тяжело и трудно. Так вот если мы не будем с детства заботиться о духовно-нравственном воспитании ребенка, то мы пожнем такие плоды, которые нам малыми не покажутся.
Алла Митрофанова: В таком случае с крещения все только начинается?
О. Игорь Фомин: Это только вводящее таинство, а потом надо будет многому научиться. Поэтому ребенок креститься по вере родителей. По этому если родителя говорят, мы хотим покрестить ребеночка, чтобы он был здоровенький, розовенький, крепенький и т.п., перечисляя лишь физические критерии, а в Бога мы не веруем, и сегодня покрестим, завтра - обрежем, а послезавтра еще посвятим где-нибудь и принесем жертву Кришне, то в этом случае конечно им в крещении откажут.
Марина (слушательница): Здравствуйте, 2 года мучаюсь одним вопросом. Мой муж – кубинец, т.е. он католик. У нас 2 детишек, поехав к себе на родину, он покрестил одного ребенка в католической церкви, вторую девочку я покрестила здесь, в России. Надо ли мне перекрещивать первого, крещеного на Кубе, или оставить все как есть?
О. Игорь Фомин: Вопрос хороший, важный. Крещение РКЦ мы принимаем. О перекрещивании никакой речи не идет. Там только восполнение через покаяние. Это произойдет с человек только после того, как он первый раз пойдет на исповедь, т.е. после 7-летнего возраста. Здесь не идет речи о таком как бы обряде, поскольку все происходит по вере родителей. Ваш ребенок крещен, вы его можете водить в православный храм и воспитывать в православной вере, а когда ему исполнится 7 лет, вы решите этот вопрос с батюшкой. Батюшка может дополнить таинство крещения миропомазанием, но никакого «перекрещивания» здесь быть не может.
Алла Митрофанова: У нашей слушательнице речь идет о смешанном браке. А если речь идет о браке между христианином (-кой) и мусульманкой (-ином). Как в этом случае решается вопрос? Понятно, что крестить можно только один раз, но вот если папа - мусульманин - и считает, что ребенок должен воспитываться в его вере, а мама - христианка - и, разумеется, хотела бы воспитывать ребенка в христианской вере.
О. Игорь Фомин: Как я сказал, ребенок крестится по вере родителей. Есть ли такое согласие или нет? Как решается этот вопрос? Мне хочется сказать – полюбовно. Поскольку в семье это один из важных критериев. Но в данном случае мама может покрестить ребенка, придя в храм и сказав, что я верующий человек, или даже, я практикующий христианин, православный, активный член Церкви и хотел бы воспитывать ребенка в своей вере, в данном случае ребенок, конечно, будет крещен.
Алла Митрофанова: Иными словами, получается, что для этого даже не обязательно согласие папы? Может и сейчас в наше время, не только в советское время, когда бабушки в тайне от родителей крестили своих внуков, но и в наше время такая ситуация в принципе возможна?
О. Игорь Фомин: Да, возможна. Но согласие хотя бы одного родителя, обязательно.
Алла Митрофанова: Да, но какая ответственность лежит на этом человек?
О. Игорь Фомин: На нем лежит большая ответственность, он должен не просто покрестить этого ребенка и спрятать крестик навсегда, он должен воспитать в вере, в христианстве, а в первую очередь это делается личным примером - по-другому ребенок не воспитывается.
Алла Митрофанова: В таком случае, какова роль крестных?
О. Игорь Фомин: Этот вопрос очень интересный и имеет глубокие корни. В древней Церкви, так как крестились уже в зрелом возрасте, крестные были просто необходимы. Кто это такие были? В первую очередь это были люди, научающие человека в вере. Не крестили так просто: пришел человек с улицы - хочу креститься. Хорошо, вот тебе полотенце, рубашка крестильная, пошли креститься. В те времена, когда много людей приходило креститься и катехизации не было, был такой случай: батюшка вопрошает крещаемого «Отрицаеши ли ся сатаны…». Крещаемый отвечает, что нет. Батюшка испугался и спрашивает, почему. На что крещаемый отвечает, что это просто так, на всякий случай. Чтобы не услышать такого ответа, раньше не проводили крестин «с улицы». Сейчас тоже к этому приходят. Обязательна катехизация, научение основам православной веры. И человек целый год мог ходить, научаться в вере - для этого к нему приставлялся специальный человек, учитель, педагог. Мы говорим сейчас про взрослого человека, самостоятельно отвечающего за свои поступки. И я описываю модель крестного, что это за человек. Это личный воспитатель, репетитор в Церкви, кто тебя научает основам веры и тот, кто свидетельствует, что ты верующий православный человек. Поскольку до Константина Великого Церковь была в гонении и не было возможности легально проповедовать христианство, и этот будующий крестный приходил и говорил, что это наш член церкви, который будет добрым порядочным христианином и ходить в храм. Это не значит, что не было потом отречений от Христа - и в те времена были отречения при гонениях. Крестных для детей до Константина Великого как бы не подразумевалось. Потому что крестные детей были сами родители, поскольку ребенок крестился по вере родителей. Но с легализацией христианства в Церковь хлынуло много народа, верующего и не очень. Так как император - христианин, на всякий случай и я буду христианином, поскольку, монаху легче получить министерскую должность... Ну, и я сейчас крещусь и весь дом свой крещу, приглашу такого-то чиновника, пусть он посмотрит, что мы - христиане. Хотя за этим больше ничего не стоит, только обрядовая видимая часть.
Елена (слушательница): Добрый вечер. Я хотела бы задать такой практический вопрос. Я слышала, что у западных христиан есть следующая традиция: дети подходят к причастию лишь в 12 лет. Что в нашей традиции можно обозначить ребенку в отроческом возрасте, чтобы он сознательно относился к тому, что происходит в храме, к таинству.
О. Игорь Фомин: Хороший вопрос. Очень важный. Действительно, есть такая традиция в западной Церкви. Это очень торжественное событие, это всегда производит епископ, в Ватикане этих детишек ставят отдельно, подходит папа и возлагает руки - это очень красиво. Но в нашей традиции к этому подходят не менее ответственно, и думающие родители это не менее красиво обставляют. Это первая исповедь, когда ребенок приходит и вдруг как взрослый начинает давать ответ за свою прожитую жизнь.
Алла Митрофанова: Как же это можно обставить? Ведь исповедь - осознание плохих поступков. Как это можно обставить со знаком плюс?
О. Игорь Фомин: Родители приводят ребенка с 5-летнего возраста пообщаться с батюшкой подойти вместе со всеми на исповеди, что ребенок понимал с кем он общаетчся. батюшка должен прекрасно понимать что подошел 5-летний ребенок. Какая-нибудь Таисия, говорит об игрушках и т.п. И вот ей исполняется 7 лет и батюшка присаживается или становится на колени чтобы быть с ней одного роста – мы должны серьезно поговорить с тобой о серьезных вещах, ты уже взрослая, еще год назад не доставала до Евангелия, а сейчас уже сама достанешь и до Евангелия и креста, уже пойдешь в первый класс, уже взрослый человек. И первая исповедь производит очень сильное неизгладимое впечатление и на ребенка и на родителя, кто это проходил, то видишь, как родитель стоит сзади и трясется, ну что же, ну как же, мы вот первый раз…
Алла Митрофанова: А вы за своих переживали?
О. Игорь Фомин: Конечно. Троим уже семь исполнилось, а одной - 5. Мы ее готовим. Она со всеми подходит под благословение на причастие, она еще не исповедуется, но подходит под благословение.
Алла Митрофанова: А старшие переживали, они же дети священника? Казалось бы, все должны знать.
О. Игорь Фомин: Конечно, они переживали. Не знаю как? Но мы переживали очень. И вот знали очень хорошо батюшку, заранее с ним поговорили, хоть и знаем его хорошо, знаем, что не подведет, заранее подходили, вот отец Андрей, дорогой, мы первый раз и т.п.
Алла Митрофанова: Вернемся к теме крещения. Насколько важно, какой именно священник будет совершать таинство крещения, вообще где это будет происходить. Кто-то готов на Святую Землю ради этого полететь, кто-то в домашних условиях крестить будет, где-то в реанимации, например и т.п. Насколько важно, где это происходит и руками какого человека это таинство совершается?
О. Игорь Фомин: Это не важно, в каком месте совершается таинство, равно как и не важно руками какого священника совершается таинство. Священник обладает благодатью, которая дается ему при таинстве священства, но он не является проводником между розеткой и лампочкой, не является проводом, не является тем посредником, как это очень часто приходится слышать: «Вы что у нас здесь посредник между мною и Богом?". Нет, ни в коем случае. Здесь только свидетель, только соработник Божий, только ваш покорный слуга и служитель ваш. священник – это выделенный человек из верующих людей, избираемый человек, который выделяется на служение для общины. для того общества, на которого возлагается ответственность вести стадо свое в Царствие небесное, ко Господу. И это не просто какой-то там зарубежный пастор, которого я сейчас в общем так описал, на нем есть еще печать благодати, которая передается возложением рук через епископа на него. Это возложение рук мы это видим идет еще из Евангелия от Самого Господа нашего Иисуса Христа и вот эта традиция возложения рук, передачи благодати, которая есть и в Ветхом Завете, благословение именно возложением рук, она не прерывалась от Самого Христа.
Алла Митрофанова: То есть личность священника не важна, важно, что на нем присутствует некая благодать.
О. Игорь Фомин: Важно, что он правильно поставленный правильным епископом поставленный священник.
Алла Митрофанова: Значит крещение возможно в любой ситуации и в любое время.
О. Игорь Фомин: Мне задали вопрос: нас крестил батюшка в течение 3 минут. Я в глубине сердца удивился – ух ты, а как это? Но это крещение также действительно. Даже в течение 3 минут. «Страха ради смертнаго» крещение, когда быстро прочитываются молитвы перед погружением в воду, если нет возможности для погружения поливают, если нет возможности поливать, нет возможности поливать – брызгают, нет возможности брызгать – каплю на лоб, если нет воды вообще, в пустыне, например, то песком можно покрестить. А многие мученики, которых мы почитаем, первохристиан, крестились собственной кровью. Над ними не совершали таинства крещения в том понимании, как это было принято, но свидетельство веры во Христа и пролитие собственной крови являлось тем крещение, перед которым мы склоняем свою главу и колени.
Алла Митрофанова: В конце программы хочу спросить, а к чему людям, младенцам или взрослым, готовящимся к крещению, к чему принципиально подготовиться, что знать про это таинство, что с собою приносить, как определить, где чтобы лучше с тобой это произошло – в храме у дома или в далеком монастыре. Слушать ли веления своего сердца или умных советов? Как правильно подготовиться?
О. Игорь Фомин: Надо иметь веру во Христа. Это единственное условие для принятия таинства крещения или совершать его над своими детьми. Нужно быть человеком верующим в Бога, во Христа, в Его жертву на кресте, за всех вообще и нас в частности. Нужно немножко образовываться. В век технологий это очень просто, легко. Взять даже элементарный закон Божий, написанный простым языком, для детей, мы можем очень много оттуда почерпнуть и понять. У вас был очень хороший вопрос - в далеком монастыре или поблизости к дому. Я считаю, что надо креститься там, куда будешь ходить, надо прийти в ту общину, в которой будешь проводить свою духовную жизнь.
Алла Митрофанова: Но я вот, например, не имею таких планов, но понимаю, что надо креститься, но вот как-то дальше я себя в этом не сильно мыслю.
О. Игорь Фомин: Кто-то тебя должен родить во Христе. Если ты себя не сильно мыслишь со Христом, как ты можешь уверовать во Христа? Это действительно очень сложно без кого-либо, без примера общины, без личного примера какого-либо человека. Как говорит Антоний Сурожский: если мы увидим отблеск славы Христа на лице другого человека, то мы быстрее придем ко Христу. Действительно, что обычно сподвигает нас к крещению, я имею в виду взрослых людей: чья-либо вера (он смотрит и говорит я хочу быть таким же как он), горе какое-либо. Правильно? Но в этом горе, опять же, ты бросаешься куда-то, чтоб можно было скрыться спрятаться, на чьи то колени прильнуть. Или ты в общем видишь общинную жизнь и понимаешь, что ты тоже хочешь там быть. Поэтому лучше креститься в той общине, куда потом ты будешь ходить, т.е. пусть это будет лучше рядом с домом, это будет скорее.
Алла Митрофанова: Т.е. это намерение туда ходить и дальше оно обязательно? Или покреститься, а дальше там посмотрим? Я понимаю про себя, например, так – я вот верующий человек, но мне необязательно куда-то там ходить, в церковь. Мне вот достаточно только крещение принять. Так не годится?
О. Игорь Фомин: Для того чтобы ходить в Церковь и жить церковной жизнью надо покреститься. Надо креститься, чтобы войти в жизнь вечную, чтобы здесь на земле уже стать небожителем. Чтобы Царствие Небесное было «внутрь тебя». А вот креститься для того чтобы креститься в начале жизни, а потом «отпеться» на похоронах в конце жизни это не дело. Лучше отложить крещение на какое-то время. Пока ты что-то не поймешь, не осознаешь, пока тебя, например, петух в темечко не клюнет и т.д.
Алла Митрофанова: Что чаще всего с нами и бывает, к сожалению. Что ж действительно все очень серьезно, нужно 10 раз отмерить, перед тем как пойти крестить младенца или самому креститься. Ответственный шаг. Спасибо большое за беседу. Напоминаю, у нас был протоиерей Игорь Фомин, клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади и мы говорили в преддверии Рождества Иоанна Крестителя, которое будет 7 июля, о крещении. Не бойтесь ваших сомнений и до скорой встречи!