Коневец – небольшой остров на Ладожском озере, ещё тридцать лет назад отсутствовавший на гражданских картах из-за расположенных на нём советских военных объектов. Упоминания о Коневце нет даже в Большой Советской энциклопедии. В 1991 году Коневский монастырь вернули Русской Православной Церкви, и с тех пор туда ездят самые разные люди, несмотря на отсутствие регулярного транспортного сообщения с материком.
Сам по себе остров не кажется каким-то особенным – в отличие от того же Валаама. Он сравнительно небольшой, от пристани его можно пройти насквозь приблизительно за полчаса, при этом увидеть большую часть его достопримечательностей – часовню в честь Святителя Николая на пристани, Рождественско-Богородичный монастырь, ещё несколько построек, имеющих отношение к монастырю, в том числе скит во имя Казанской иконы Божией Матери и часовню на Конь-камне, давшем острову название.
На Коневце нет каких-то ландшафтов, необычных для всех здешних мест, не редких видов животных или растений – остров как-то нарочито антиэкзотичен. Особенность Коневца в его спокойной неброской строгости. Все эти обстоятельства располагают к малой посещаемости острова. Тем не менее, даже у туристов Коневец пользуется популярностью.
Молитва
Рождественско-Богородичный монастырь, основанный в 1393 году преподобным Арсением Коневским – это центр острова, не географический, но духовный и социальный. В советское время он был осквернён и разорён, как и многие другие храмы и монастыри бывшей Российской империи. Первый игумен обители в 1991, ныне епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко), называет тот период «эпохой игуменов-мусорщиков».
Сравнительно недавно началась очередная волна восстановительных работ, но это не мешает молитве. В монастыре сейчас около пятнадцати человек братии и приблизительно столько же трудников, ежедневно совершается Божественная литургия. Особо почитаемые местные святыни: точный список с Коневской иконы Божьей Матери, сделанный в расположенном на территории Финляндии Ново-Валаамском монастыре в 1993 году по случаю празднования 600-летия Коневецкого монастыря, и, конечно, рака с мощами преподобного Арсения. Молиться можно и в часовнях вне стен монастыря, и в лесах, и на пустынных берегах Ладоги.
Красота рукотворная
Как паломники, так и светские туристы приезжают на Коневец для того, чтобы увидеть памятники архитектуры, ощутить, как дела рук человеческих могут органично вписываться в природный ландшафт, не сливаясь при этом с ним. У человека в этом мире есть своё особенное место и свои особенные дела, так что гармоничные отношения с природой и стремление к растворению в ней – совсем не одно и то же. На острове вопреки всем перипетиях прошлого века сохранился пейзажный парк, начинающийся прямо от пристани. Аллеи из дуба, липы и клёна и подобия альпийских горок словно приглашают подняться к монастырю.
Центральное здание монастыря – Собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня, а также, вероятно, всё монастырское каре и скит во имя Казанской иконы Божией Матери на Святой горе построены по проектам иеромонаха Сильвестра (Петрова), подвизавшегося на острове в конце XVIII – начале XIX века. На Коневце четыре постройки архитектора Ивана Блажевича Слупского – странноприимный дом, Белая гостиница, гостиница для рабочих (к востоку от монастыря, рядом с братским кладбищем) и скит во имя Коневской иконы Божий Матери.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы состоит из двух ярусов. В нижнем храме в честь Сретения Господня как раз и находятся список с Коневской иконы Божьей Матери и рака с мощами преподобного Арсения. Сейчас верхний и нижний храмы приведены практически в тот же вид, в каком они были, когда братия покидала остров в 1944 году. Но оригинальных икон не сохранилось, многие из них были в своё время найдены в окрестных лесах уже разрубленными… Верхний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы ещё не совсем готов к массовым богослужениям, но попытаться посетить его стоит, его стены расписаны в радостных тонах, напоминающих о том, что в монашеской жизни есть свет, который не виден людям мирским.
Прикосновение к прошлому
История Коневецкого монастыря – это как бы отражение истории всего региона. Хотя почему только региона? Здесь можно ощутить историю и всей нашей страны, начиная с XIV века. Вероятно, кому-то совсем не обязательно для этого ехать на сам остров, достаточно ознакомиться с опубликованными материалами.
Но есть и те, кому для того, чтобы узнанные сведения ожили в сознании, в душе, важно физически прикоснуться к местам и вещам, связанным с теми или иными событиями. Для таких гостей Коневца особый интерес представляет музей, в котором собраны предметы разных эпох, найденные при восстановлении обители, а также показана современная жизнь её насельников.
Красота нерукотворная
В природе Коневца нет ничего необычного для этого региона. Но всё же его изолированность от материка каким-то образом влияет на восприятие пейзажей. К тому же природа здесь хорошо сохранилась благодаря не только монашескому бережному к ней отношению (на Коневце нет жилья, не связанного с монастырём), но и нескольким десяткам лет закрытости острова, как военного объекта.
Можно долго смотреть на сероватые просторы Ладоги, а потом повернуться и пойти вглубь острова, переходя, как из зала в зал, из тёмного ельника в просторный сосновый лес. И такая прогулка будет куда более безопасной, чем на материке, так как крупных животных здесь нет – разве что зимой по льду Ладоги иногда могут зайти волки. Уникальной особенностью Коневца является полное отсутствие на острове змей, как гадюк, так и простых ужей. Болота же можно обходить стороной.
Поэзия
Людей, занимающихся какими-либо видами творчества, Коневец может привлечь тем, что здесь можно побыть в тишине и сосредоточиться на своих идеях. Остров не нем, но он не навязывает вам свою беседу. Его поэзия только для тех, кто сам хочет её услышать, сама она в вашу поэзию не вмешается.
Только добровольное молчание по-настоящему откроет человеку звуки и цвета этих мест. Конечно, для этого лучше пробыть на острове столько времени, сколько понадобиться, чтобы хоть немного войти в его жизнь, хотя бы на краткий период стать не просто гостем.
Фото: Дудова София