В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия продолжается прием документов от абитуриентов, желающих поступить в магистратуру. Предлагаем Вам гид по магистерским программам ОЦАД: рассказываем о том, какие программы предлагаются абитуриентам в 2024 году, кому они могут быть интересны и как на них поступить.
Общецерковная аспирантура и докторантура сегодня:
Высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку высококвалифицированных кадров для Русской Православной Церкви (ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов) с 2009 года.
Входит в состав организаций-участников диссертационного совета по защитам диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора теологии в системе ВАК и учредителей Научно-образовательной теологической ассоциации
3 уровня подготовки:
- магистратура
- аспирантура
- докторантура
Поступление в магистратуру
2 типа магистерских программ:
- Аккредитованные программы высшего образования по направлению Теология (для тех, кто имеет светский диплом специалитета, бакалавриата или магистратуры)
- Программы церковной магистратуры (для тех, кто обучался в духовных учебных заведениях по программам подготовки священнослужителей и религиозного персонала)
Программы магистратуры
6 магистерских программ по направлению Теология:
«Каноническое право Православной Церкви»
- 12 мест на очной форме
- 5 мест на заочной форме
- первый набор в 2024 году
«Православная теология. Внешние церковные связи»
- 3 места на очной форме
- 3 места на заочной форме
«Историческая литургика»
- 7 мест на очной форме
- первый набор в 2024 году
«Патрология»
- 4 места на очной форме
- первый набор в 2024 году
Совместные с Высшей школой экономики магистерские программы:
«Православная теология. Каноническое право»
- 7 мест на очной форме
- дипломы магистра теологии (со стороны ОЦАД) и магистра юриспруденции (со стороны НИУ ВШЭ)
«Теология в общественном пространстве»
- 5 мест на очной форме
- дипломы магистра теологии (со стороны ОЦАД) и магистра философии (со стороны НИУ ВШЭ)
4 программы церковной магистратуры:
«Каноническое право Православной Церкви»
- 5 мест на очной форме
- 5 мест на очной форме
«Православная теология. Внешние церковные связи»
- 3 места на очной форме
- 3 места на заочной форме
«Патрология»
- 2 места на очной форме
- первый набор в 2024 году
«Историческая литургика»
- 2 места на очной форме
- первый набор в 2024 году
Магистратура: поступление, учеба, перспективы
На каждую магистерскую программу предусмотрено два экзамена:
- экзамен, проверяющий специальную подготовку (литургика, каноническое право и так далее),
- профильное собеседование.
Сроки приема
- Прием документов от абитуриентов — до 25 июля,
- вступительные экзамены – с 26 по 30 июля,
- завершение приемной кампании и зачисление — 12 августа.
Обучение:
- 2 года (на очной форме), 2 года 5 месяцев (на заочной форме),
- на безвозмездной основе (обучение за счет бюджета либо на местах, обеспечиваемых Русской Православной Церковью),
- освоение на профессиональном уровне избранной области теологии (патрология, каноническое право, историческая литургика, внешние церковные связи, теология и философия),
- возможность параллельного обучения в Высшей школе экономики
Трудоустройство:
- Поступление в аспирантуру,
- работа в церковных учреждениях,
- преподавание и проведение научных исследований в духовных учебных заведениях и светских вузах,
- экспертная и аналитическая работа в церковных и светских учреждениях.
Как можно задать вопросы по поступлению?
- Написать в Telegram-чат «Поступление в ОЦАД».
- Позвонить в приемную комиссию по телефону +7 (495) 721-80-32 (горячая линия по приему в магистратуру функционирует с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00).
- Прийти на очную консультацию в ОЦАД: г. Москва, ул. Пятницкая, дом 4/2, строение 1, каб. 303 (очные консультации проводятся с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00).
Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов: «ОЦАД не является вузом, занимающимся специально пастырской подготовкой. Мы имеем в виду прежде всего церковную науку и круг церковного знания»
Как вы можете охарактеризовать сегодняшнего абитуриента магистратуры ОЦАД? И кого бы вы хотели видеть в числе поступивших в ОЦАД?
Сегодня, если мы говорим о абитуриентах магистратуры ОЦАД, это в своем большинстве выпускники бакалавриата высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, как очередного учебного года, предваряющего вступительную кампанию, так и прежних лет. Кроме того, это определенное количество клириков — как священников, так и архиереев, — которые откликаются на призыв священноначалия о повышении своего образовательного уровня. И некоторое число — возможно чуть меньше, чем бы нам хотелось — идет по окончании гуманитарных факультетов различных российских вузов. Это и священнослужители, и миряне, и мужчины, и женщины. Врата в данном случае открыты, безусловно, для всех, потому что ОЦАД не является вузом, занимающимся специально пастырской подготовкой. Мы имеем в виду прежде всего церковную науку и круг церковного знания. К пастырскому служению люди готовятся прежде всего на бакалавриатах соответствующих духовных школ.
Среди абитуриентов нашего вуза хотелось бы видеть больше людей, которые готовы посвятить себя в будущем церковной науке, преподавательской деятельности в высших духовных учебных заведениях, а главное, которые к моменту поступления уже к нему подготовились. То есть это намерение возникло у них не в апреле-мае перед поступлением на следующую ступень, а хотя бы с середины обучения на бакалавриате, и они поняли, что для серьезной церковной науки нужно, помимо основных богословских и библейских, литургических, исторических дисциплин, озаботиться и изучением иностранных языков — как древних, так и новых. Ибо богословие, патрология, литургика — серьезные церковные науки, без знания греческого и латыни и хотя бы одного, а лучше двух новоевропейских языков обучение вряд ли осуществимо.
Чем получение магистерского образования в ОЦАД отличается от того же уровня образования в семинариях Русской Православной Церкви? Кому следует выбрать именно Общецерковную аспирантуру?
Собственно, магистратура при ОЦАД есть лишь подготовительная ступень к аспирантуре и для избранных людей — к подготовке и защите докторской диссертации. Думаю, что научно-богословское ядро как центр деятельности ОЦАД и является наиболее характерной чертой, отличающей это учебное учреждение от прочих наших вузов.
Мне думается, что профили магистратуры в ОЦАД предполагают достаточно различное целеполагание от поступающих на них абитуриентов.
Скажем, профиль, посвященный каноническому праву, в значительной мере может быть актуален для тех, кто уже является клириками наших приходов, в особенности настоятелями храмов, и потому регулярно соприкасается с канонической проблематикой и церковно-государственными отношениями в областях пересечения светской юриспруденции и церковного права. Этот профиль может быть интересен и важен и для архипастырей, с тем чтобы они могли быть еще лучше подготовлены к высшему и ответственейшему церковному служению. Впрочем, не стал бы исключать и тех, кто выберет этот профиль исключительно из научного-богословского интереса.
Самое главное, о чем бы мне хотелось сказать, это то, что изучать каноническое право в магистратуре ОЦАД можно теперь в трех вариантах. Раньше это было два варианта — вместе с Высшей школой экономики, с параллельным получением диплома ВШЭ по юриспруденции, или в форме церковного диплома ОЦАД (эта программа начала реализовываться в минувшем году). Теперь можно получить будет только диплом ОЦАД, но — что является очень важным — по федеральному государственному образовательному стандарту. То есть сейчас существует возможность получить аккредитованный диплом для тех, у кого есть соответственно аккредитованный диплом бакалавриата.
Профиль, посвященный внешним церковным связям, конечно, в первую очередь важен для тех, кто так или иначе предполагает трудиться в этой области. За прошедший учебный год мы значительно реформировали эту программу, сместив ее фокус с межрелигиозных отношений на углубленное изучение истории, современной проблематики и богословской составляющей отношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами, инославным христианством и Древними Восточными Церквами. Обучение на ней не обязательно предполагает работу в Отделе внешних церковных связей. Речь может идти о самых разнообразных сферах и областях деятельности, которые такое соприкосновение будут предполагать. Например, обучение может стать хорошей базой для последующего преподавания сравнительного богословия или истории Поместных Православных Церквей в наших духовных школах.
В этом году впервые осуществляется набор на магистерскую программу «Историческая литургика», открытую в мае 2023 года решением Синода Русской Православной Церкви. Она будет готовить специалистов в области исторической литургики, подразумевающей изучение развития православного богослужения, основных этапов истории церковных структур, литургических текстов и их толкования. Литургика — это одна из центральных и основополагающих богословских дисциплин учебного плана бакалавриата духовных школ, а поэтому обучение на этой программе в первую очередь будет интересным для тех, кто уже преподает или планирует преподавать литургические дисциплины. Научные исследования в этой области — еще одно естественное целеполагание для абитуриента этой программы.
Еще одна магистерская программа, на которую впервые можно поступить в этом году, — это «Патрология». Это классическая программа по патрологии, включающая изучение церковной письменности и богословской литературы I тысячелетия по Рождестве Христовом в разных регионах и на разных языках. Она предполагает работу с патристическими текстами на древнегреческом и латинском языках, что накладывает на абитуриентов дополнительные требования по владению этими языками. Как и в случае с исторической литургикой, мы ждем на этой программе абитуриентов, желающих посвятить себя преподавательской и научной работе в области патрологии.
Наконец, профиль «Теология в общественном пространстве», как мне представляется, более всего адресован тем потенциальным студентам, для которых богословие важно в его актуальном применении к современной действительности. Именно на этом профиле можно оказаться в контексте адекватного изучения современной инославной богословской и философской традиции, быть готовым к тому, чтобы самостоятельно формулировать ответы на те вызовы, которые современность в разных ее ракурсах бросает христианскому мировоззрению.
На каких поприщах осуществляют свое служение выпускники ОЦАД?
Если переводить этот вопрос в плоскость профессионального трудоустройства, то мы можем сказать, что выпускники ОЦАД трудятся в самых различных областях и на самых различных направлениях — от синодальных отделов до дальних епархий Русской Православной Церкви, от высших духовных учебных заведений до светских вузов, от средств массовой информации до ваковских диссертационных советов. Но и конечно, как для каждого церковного вуза, для нас безусловно важно, что значимая часть наших выпускников — это клирики Русской Православной Церкви, которые, получив полноценное, завершенное высшее духовное образование, а иные — поднявшись на уровень степени кандидата или доктора наук, могут дать ответ, по слову апостола, в нашем уповании вызовам сегодняшнего дня квалифицированно, глубоко и на уровне самых высоких требований.
Что Вы можете пожелать абитуриентам ОЦАД?
Мне кажется, важно не бояться — это я обращаюсь к тем, кто будет поступать в ОЦАД из немосковских регионов, не из Москвы и Московской области. ОЦАД не вуз для москвичей. В первую очередь это вуз для всей канонической территории Русской Православной Церкви. Мы рады будем принять, рады будем разместить, помочь, дать место для молитвы в храмах Черниговского подворья, дать место для церковного труда — там же или в других храмах града Москвы. Поэтому, как говорил святитель Игнатий Кавказский, «произволяющие способны» — кто хочет, тот сможет. Не бойтесь, братья и сестры!
Второе пожелание — это, по возможности, ознакомиться со спецификой ОЦАД как вуза, потому что ОЦАД занимает некое срединное положение между классической Академией и семинарией и университетом открытого типа. Мы, с одной стороны, имеем многие черты именно духовных школ академического, классического церковного строя, с другой стороны, многое объединяет нас и с университетами — вплоть до совместно реализуемых программ с Высшей школой экономики. И мне кажется, это для вас, дорогие абитуриенты, может стать особой привлекательностью нашего вуза, где, с одной стороны, мы будем вполне в должных рамках жизни церковной, а с другой стороны — университетски открытой институцией. То есть принцип сопряжения просвещенного послушания и академической свободы ОЦАД стремится реализовывать на практике. А вам, дорогие абитуриенты, я думаю, будет интересно испытать его на себе.
Фильм о жизни вуза «ОЦАД —Школа церковной науки»
Предлагаем вашему вниманию фильм, в котором рассказывается о жизни высшего учебного заведения Русской Православной Церкви — Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Администрация, преподаватели и студенты вуза рассказывают об истории его создания, учебном процессе, научной деятельности, делятся своими научными достижениями и планами.
Фильм отражает все стороны жизни вуза и дает зрителю возможность увидеть, как организованы учебный процесс и студенческая жизнь, в каком направлении развивается научная и исследовательская мысль. Большое внимание в фильме уделено вопросам сотрудничества ОЦАД с другими высшими учебными заведениями, в частности с Высшей школой экономики.Рассказы участников фильма проникнуты подлинной любовью к делу, которому они посвятили свою жизнь, и свидетельствуют об атмосфере сотрудничества и творчества, в которой и дóлжно возрастать и развиваться научной богословской мысли.
Более подробная информация об Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
на сайте doctorantura.ru: