Наверняка вы не раз слышали, что колядки — рождественские песнопения народного происхождения — имеют языческое происхождение и берут свое начало из культа одноименного древнеславянского божества. Однако это не так. Исторические и культурологические данные свидетельствуют, что колядки пришли на Русь из Византии вместе с православием.
Слово «коляда» действительно существовало в дохристианскую эпоху, однако не в славянской среде, а в античном мире. Сам термин восходит к греческому глаголу καλώ — «звать», «призывать». В этом значении его использовали древние греки, а позднее заимствовали римляне. При этом это слово не имело отношения ни к языческим божествам, ни к языческим же культам.
В древнеримском лунно-солнечном календаре kalendes обозначали первый день каждого месяца. Поскольку в античности не существовало единого устойчивого календаря в современном понимании, специальные глашатаи обходили городские улицы и вслух объявляли о начале нового месяца или приближении значимых дат. Отсюда и закрепилось само название этих дней.
С распространением христианства в Римской империи слово «календы» получило новое, исключительно христианское содержание и стало обозначать один из праздничных периодов церковного года, в частности дни, следующие за Рождеством Христовым. Это то же слово, от которого происходит современный термин «календарь».
То, что слово «коляда» существовало и в дохристианские времена у славян, не доказывает его ритуального языческого характера. Существует множество версий происхождения термина, включая связь с древними зимними обычаями и словом для календарных периодов в античности, но не найдено свидетельств, что у восточных славян коляда была именем какого-то языческого божества или культовым праздником солнца.
Слово «коледа» как название духовных песнопений, которые исполнялись во время трапезы по большим праздникам, встречается уже в византийском Студийском уставе (IX в.), который с XI по XIV века определял богослужебную традицию на Руси. В этом же значении слово «коледа» («коляда»), производными от которого служат «колядки», «колядовать» и др., вошло в русскую традицию, где оказалось связано прежде всего с празднованием Рождества Христова. Никаких научных данных о том, что слово «коляда» связано с солнечным славянским, божеством нет.
Так что колядки — это часть православной рождественской традиции. Причем не только в России, Украине и Белоруссии, но и во многих других христианских странах. Колядки поют даже монахи на Афоне. В них в простой, доступной, где-то даже наивной форме прославляется воплотившийся на земле Сын Божий, радость о рождении Которого разносится в эти зимние праздничные дни по всему миру.
В тексте использованы материалы статьи «Христос рождается — славите!» (автор — к. ф. н., историк, культуролог, фольклорист, этнограф Д. Крапчунов)
Текст подготовлен редакцией журнала «Фома»
Читайте также:
