Когда и зачем православные становятся на колени?

Что означают земные поклоны, в связи с какими событиями принято их совершать, есть ли дни или моменты, в которые они запрещены, - об этом #Фома_слайды.

01

В храме верующие иногда становятся
на колени. Зачем?

В основном, для земного поклона. В отличие от обычного (поясного), при земном поклоне полагается встать на колени и коснуться головой земли. Продолжительное стояние на коленях не предусмотрено, кроме отдельных случаев.

02

Что за случаи?

Праздник Святой Троицы (Пятидесятница). Богослужение в этот день имеет свои особенности: после литургии служится великая вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы - в это время духовенство и миряне стоят на коленях лицом друг ко другу.

03

Что означает земной поклон?

Любой поклон - символическое действие, которое выражает смирение и благоговение перед Богом. В частности, земной поклон - его усиленная форма.

04

Когда нельзя вставать на колени?

В церковном уставе не всегда четко указано, когда верующие должны делать земные поклоны. Зато есть четкие указания, когда их делать не положено: в воскресные дни, великие праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов)

05

Когда можно встать на колени?

Здесь нужно руководствоваться общими традициями Церкви и обычаями своего прихода. По традиции полагается класть земной поклон перед плащаницами Спасителя и Богородицы, перед Распятием, мощами святых, особо почитаемыми иконами и реликвиями. В Великий пост при чтении молитвы преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего…" полагается 4 земных поклона. В остальном соблюдайте традиции вашего прихода, чтобы не смущать людей. Если сомневаетесь - спросите у священника.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (73 голосов, средняя: 4,93 из 5)
Загрузка...
2 марта 2020
Теги:
Поделиться:

Ответ для Ольга ×

  • Леонид
    Леонид 1 год назадОтветить

    А где Правиле 20 Никейского Собора или в Правиле 90 Трулльского Собора хоть что-то сказано про какие-либо поклоны? А тем более про великие праздники, или про дни от Рождества до Крещения? Где про отмену поклонов для причастников?.. Какие именно земные поклоны или коленопреклонения в современной православной практике совершаются по субботам до «вечернего входа священнослужителей в олтарь», а по воскресеньям – «по входе в светильничное время»?..
    А нету там про поклоны ни слова, поскольку правила эти к поклонам никакого отношения не имели, а относились они именно к тому, каким образом читать определенные ектении – для которых как раз-таки было предусмотрено ежедневное «продолжительное стояние на коленях», и только по воскресеньям и в пасхальное время их в с определенного времени придумали читать стоя. И формулировки «да стояще приносят молитвы Богу» и «паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу», именно на это недвусмысленно и указывают.
    От тех ектений ныне остались лишь те самые «коленопреклоненные молитвы на Троицу» - которые, если подходить формально, как раз-таки и читаются с явным нарушением 20-го и 90-го Правил, ибо «светильничное время» по окончании утренней Литургии автоматически не наступает.

    Так что получается, никаких «запретов на земные поклоны» по выходным и тем более по праздникам от богоносных отец канонически не передавалось - по крайней мере, в постановлениях Вселенских Соборов. А тогда кто именно, когда и на каком основании придумал распространить трактовку 20-го и 90-го Правил на земные поклоны?..

    К слайду 1 – а куда же подевались метания, т.е. «малый земной поклон», без касания головой до пола, которые во множестве прописаны в богослужебных ставах, и которые вполне себе сохранились у староверов?..
    К слайду -2 – а как насчет прочих «случаев», вроде акафистов, молебном и т.п.? Почему в дореволюционные времена таких «случаев» было существенно больше? А в других ПЦ, например в румынской – и ныне куда больше? По каким соображениям из современной практики РПЦ решили максимально повыбрасывать все коленопреклонения и земные поклоны?
    К слайду 4 – «В церковном Уставе не всегда четко указано…» - а вот у староверов почему-то в Уставах все вполне четко указано, и все прихожане четко знают, что когда делать на богослужении…
    К слайду 5 – «обычаи прихода» возникают как раз на почве массового незнания прихожанами и даже клириками общих традиций и Уставов Церкви. Да и в пределах одного прихода как правило никакого единообразия нет, даже по казалось бы, однозначно прописанным моментам, вроде поклонов на молитве Е.Сирина.. Так что совет «соблюдайте традиции вашего прихода, чтобы не смущать людей» - он довольно-таки бессмысленный.

  • Nata
    Nata 2 года назадОтветить

    прочтитав слаиды, мне все равно не понятно, почему нельзя становиться на колени тогда когда не положено.

  • Анна Ионычева
    Анна Ионычева 2 года назадОтветить

    Спасибо, Ольга! Поправили.

  • Ольга
    Ольга 2 года назадОтветить

    В Правилах Вселенских Соборов нет ничего о коленоприклонении причастников - не вводите людей в заблуждение!!!!!
    Правило 90 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
    От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение.

    (Ап. 66; I Всел. 20; Трул. 66; Гангр. 18; Лаод. 29; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Феофила Алекс. 1).
    Правило 20 Первого Вселенского Собора, Никейского
    Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу.

    (Ап. 66; Трул. 66, 90; Гангр. 18; Лаодик. 29; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Феофила Алекс. 1).

Загрузить ещё