Они терпеливо и настойчиво искали Знание, но не как цель, а как средство приближения к Богу и к Его прекрасно устроенному произведению — миру. Часто образование становилось для них тяжелейшим испытанием, преодолев которое они приходили к открытию всей жизни. А академические звания, медали, стипендии для них — только мишура, блеклая и неубедительная. Они всегда ею пренебрегали. Мы продолжаем наш цикл «Как жили святые».
Несколько раз этот святой думал сбежать из школы. Новое, еще пока непонятное для него знание давалось очень тяжело, почти с надрывом. Только пройдя суровую восьмилетнюю школу, он открыл для себя Истину.
Святитель Григорий Неокесарийский (ок. 213 — ок. 270), до своего крещения — Федор, с самой ранней юности был человеком основательным, несколько замкнутым, принципиальным. Он родился в языческой семье и по настоянию матери, закончив школу грамматика, продолжил обучение на ритора. Оказавшись по стечению семейных обстоятельств в Кесарии Палестинской (побережье Средиземного моря современного Израиля), любознательный юноша тут же начал знакомиться с местными школами и так попал на выступление знаменитого философа и богослова Оригена. Будущий святой был настолько очарован его словами и манерой речи, что незамедлительно записался в его богословскую школу. Наступил решающий период в его жизни. Язычник в нем должен был уступить место христианину.
Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Основанная Оригеном школа в Кесарии Палестинской оказала глубокое влияние на формирование раннехристианской богословской традиции. Однако помимо того, что некоторые выходцы из этой школы впоследствии стали святыми и именитыми проповедниками, другие, чрезмерно увлекшись идеей синтеза христианства и античной философии, разработали целый ряд сомнительных идей, осужденных позднее Церковью. К сожалению, и сам знаменитый учитель Ориген иногда впадал в крайности. Так, например, он создал и систематизировал еретическое учение о всеобщем спасении (так называемый «апокатастасис»). В 553 году оно было отвергнуто Отцами Церкви на Пятом Вселенском Соборе. Тем не менее, сам учебный процесс в школе был организован на очень высоком уровне, что и сделало ее одним из самых знаменитых богословских центров того времени.
За восемь лет обучения Ориген провел своего ученика сквозь все тонкости философии. Он учил его критически анализировать любую позицию и высказывание, искусно направляя святого к самостоятельному решению самых разных проблем. Это было целое интеллектуальное сражение между учителем и учеником, в котором последний в конце концов научился мыслить самостоятельно.
Вот как святитель Григорий вспоминал впоследствии об этих первых занятиях:
«Он нападал на меня и, особенно своим способом доказательства по методу Сократа, иногда повергал меня на землю, если видел, что я, как дикая лошадь, совершенно сбрасывал узду, выскакивал за дорогу и часто бесцельно бегал кругом, пока убеждением и как бы принудительною силою — доказательством из моих собственных уст, как уздою, снова делал меня спокойным».
Затем началось изучение самих философских и научных дисциплин: диалектика, логика, этика, астрономия, математика. День за днем в неустанных трудах будущий святой постепенно уходил от своих языческих представлений, открывая новые, еще пока неизведанные горизонты. Но как тяжело ему давался каждый шаг!
Несколько раз он даже думал все бросить и сбежать из школы, но Ориген всякий раз терпеливо, используя различные доводы, склонял его остаться: «Я теперь не могу сказать, сколько такого рода изречений он произнес, убеждая меня к изучению философии, не один только день, но и много дней в начале, когда я приходил к нему». Григорий терзался сомнениями, порой упорствовал, страдал, «ибо не легко убедить кого-либо изменить собственные взгляды и согласиться с иными».
Но только после того, как Григорий прошел суровую школу Оригена, он наконец сумел открыть для себя христианство. Так будущий святой принимает крещение, становится монахом-отшельником, а затем епископом в Неокесарии.
На заставке фрагмент фото woodleywonderworks