17 марта в России выходит в прокат документальный фильм «Ласточки Христовы», посвященный событиям в Черногории 2019-2020 годов.
Когда в 2019 году парламент Черногории принял законопроект об изъятии церковной собственности у Сербской Православной Церкви, сотни тысяч человек встали на соборную молитву во главе с митрополитом Амфилохием (Радовичем). Он был был яркой фигурой в жизни своей Церкви и страны. За время его служения было построено и восстановлено 700 храмов и монастырей. Епископ Сербской Церкви, он вместе со своим народом переживал непростые времена, шел через тяготы и страдания. И при этом всю жизнь нес в себе свет веры, который касался даже тех, кто далеко не во всем готов был с ним соглашаться.
Владыка Амфилохий родился в многодетной семье (9 детей), жившей в небольшом черногорском селе. В 15 лет уехал поступать в Белградскую семинарию, учился в Белградском университете, затем в Берне и Риме. Еще в юности он выбрал монашеский путь, но постриг принял почти в 30 лет. Защитил докторскую диссертацию по богословию. Знал пять языков. Жил на горе Афон, где близко общался со старцем Паисием Святогорцем. Преподавал. Тридцать лет (1990-2020 гг.) возглавлял Черногорско-Приморскую митрополию Сербской Православной Церкви. И именно ему довелось стать символом духовного возрождения в Черногории.
Мы выбрали несколько цитат из проповедей, статей и интервью митрополита Амфилохия Черногорского — о вере и о жизни в современном мире.
***
Зло меняет внешнюю оболочку, а внутри остается тем же. <...> Сегодня происходит расчеловечение человека, потому что этот новый дух развращает глубины человеческой жизни и человеческой и Божественной нравственности. И это гораздо ужаснее, чем то, что было раньше. А с другой стороны, ничто не меняется, и Господь сегодня присутствует, и Церковь свидетельствует — как всегда.
***
Пост и воздержание не принадлежат к дисциплине законнического характера, как их понимают Ветхий Завет или западная позднехристианская духовность. Пост и воздержание — внутренняя преображающая сила и мощное средство воспитания воли, ума, чувств; ими человек утверждается в непоколебимой верности Богу, с их помощью готовясь стать и становясь Его свидетелем — жизнью, словом, кровью. В посте и воздержании человек прозревает тайну и становится радостным проповедником воскресшего Господа.
***
У нас есть такая поговорка: «Кто вырвал око твое? Брат. Потому и язва такая глубокая». Когда братья ненавидят друг друга — это самая ужасная ненависть, ненависть, порождающая безумие.
***
Люди и народы, которые проходят страдания, но не споткнутся в нем, если примут его не как проклятие, а как благословение, приносят свой плод.
***
Помните, как символичен конец Содома и Гоморры? На этом месте находится Мертвое море. Это — плод такого образа жизни.
***
Православная Церковь — Церковь Владимира Киевского и Иоанна Владимира, равноапостольного Константина — сейчас похожа на многострадального Иова. И всё, что происходило с многострадальным Иовом, происходит и с Церковью Божией — Святой Соборной Восточной Церковью.
***
В это переломное время страдания Церкви, когда Восточная Церковь является духовным стержнем мира, самое главное — сохранить Церковь такой, какой ее сотворил Христос, — свободной от сил этого мира, чтобы она могла быть таким же свидетелем Божиим, как и Иов, и снова возвратила всё, что было утрачено.
Бог через нее сохранит душу верного народа, и в то же время Церковь будет настоящей закваской для современного мира. Это никто так пророчески не осознал, как Достоевский, писавший, что будущее здоровой Церкви — единственное спасение для современного мира, для человечества.
***
Опыт Церкви подсказывает нам, что наш огромный христианский долг — сохранить свою душу, что и будет подлинным свидетельством о Христе. В конце концов, в словах Христа не так много оптимизма: «Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле? Но не бойся, малое стадо». Помните, в книге Бытия, фараон видел сон: семь коров тучных и семь тощих, и тощие пожрали тучных. Так и в нашей жизни и в нашей вере. Наши тощие коровы пожирают тучных... И все-таки, Господь не говорит, что веры не будет, Он спрашивает: найдет ли? Он знал, что говорил. Значит, чья-то вера останется.
***
Христианину очень важно понимать, что мерой Церкви является не он. Пребывают Христос и святые — подлинные носители церковной жизни. Так всегда было и есть.
***
Нынешняя цивилизация уделяет много внимания внешнему, а дело внутреннего, нравственного возрождения оказывается в забытьи, люди чувствуют духовную пустоту внутри. У христианина и Церкви всегда есть опасность остановиться на внешнем, забыть, что одно внешнее не может принести подлинных плодов. <...>А «дом Божий» — это, прежде всего, наша душа, наше тело, а потом уже и храм, и богослужения, которые тоже должны быть исполнены красоты.
***
Кто знает, что такое литургия, — тот знает, что такое Церковь. <...> Современный человек — человек опыта, он хочет всего коснуться своими руками. Его природа напоминает по сути апостола Фому: «Если я не коснусь Его — я не поверю». Так вот, язвы Христа-Господа — они в литургии. Поэтому после литургии мы и поем «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного». Это самое глубокое сопереживание Церкви. Все силы Церкви собраны в литургии. И жизнь за пределами литургии должна быть ее продолжением.
***
Господь не зря дал человеку ум, ведь с помощью ума человек разработал разного рода технологии, средства коммуникации. Все это полезно, и надо учиться этим пользоваться. Однако если знание не приводит к единому на потребу и не воспитывает человека, а оставляет его в этом мире, если через знание человек забывает Бога и ставит себя выше Бога, такое знание тщетно.
***
Что подразумевается под тем, что Христос есть путь? — Это означает, что Он как путь являет нам Свой образ жизни среди нас и для нас, Свое богочеловеческое дело, Свою богочеловеческую практику и то, как она осуществлялась и, осуществившись — навсегда осталась среди нас как мера нашей жизни, как наш путь.
***
С биологической точки зрения человек — дитя только в начале жизни, в духовном же смысле он — дитя Божие всю свою жизнь и призван к непрестанному росту до возраста Христова. Следовательно, миссия Церкви заключается именно в том, чтобы открыть человека для таких вечных горизонтов на принципах соборного возрастания ко Христу.
***
Как Христос принял человеческое тело и грехи мира, так и Церковь по своей христоподобной природе и миссии призвана совоплотиться и нести на себе грехи и раны мира, перевязывая и исцеляя их, потому что только будучи совоплощенной и «раненой», она может исцелять и претворяться в елей для мира <...> Как и Сам Господь, Церковь не судит; не для суда она в мире, но для того, чтобы спасти мир, для того, чтобы он приобрел потерянное здоровье, полноту и совершенство.
***
Однажды застал я его [старца Паисия Святогорца] в таком дивном глубоком молитвенном настроении, тогда он сказал мне: «Отче мой Амфилохий, самое прекрасное на свете, когда ты ничего не имеешь, но вся Вселенная твоя!» И в тот момент я впервые почувствовал, что значит быть наедине с Богом, и что значит открыть всю космическую ткань в себе, ощутить ее во всей силе и подлинной красоте и в то же время быть над ней. То есть природа ограничивает человека, а человек безграничен по своей природе.
***
Я давно заметил, что истинно духовные люди меньше всего говорят о духовности. Люди, у которых есть жажда духовности, — и это положительная сторона, — они о ней говорят, пишут, то есть, можно сказать, как бы восполняют недостаток духовности в себе разговорами о духовности. Бывает религиозность магического типа. <...> Настоящая вера не для каждого, поэтому так много тех, кто прибегает к суррогатам веры.
***
Покаяние — главное измерение человеческой жизни. Там, где есть покаяние, существует и возможность возрождения, возможность единства. В этом и состоит роль Церкви в наше время: через покаяние возрождать душу народа, а через возрождение души восстанавливать отношения между Церковью и государством, потому что и государству нужно покаяние и освобождение от заблуждений. Мы надеемся, что Дух Божий действует, и народ найдет путь, ведущий в жизнь вечную.
***
Церковь по своей природе остается неподвластной политическим переменам и она не обусловлена ни ими, ни государством. Она охватывает собой любой земной народ. <...> Поэтому никто не имеет права навязывать Церкви свои идеологические предрассудки и ограничивать ее неким государством или неким народом. Церковь имеет свои вековые законы, уважает государство, устройство и власть. Естественно, она не может приветствовать любого властодержца, но требует от государства, невзирая на то, как оно называется, уважать Церковь и ее вековое устроение и не навязывать ей свои идеологические принципы.
***
Самое главное — вера в милость Божью. «Милость Твоя поженет мя во вся дни живота моего», — Господи, как это глубоко! Это самое важное.
Картина «Ласточки Христовы» – это рассказ о непростом для православия времени, об отголосках Югославской войны и испытаниях братского православного народа из-за агрессивных нападок на Церковь, грозивших расколом. Фильм об удивительном архипастыре, митрополите Черногорском и Приморском Амфилохии, ученике старца Паисия. О расцвете монашества и духовности, о внутреннем подвиге простых людей. И о том чуде, которое произошло…