Считается, что взрослый христианин должен уметь мыслить самостоятельно (что не отменяет, конечно, послушания духовнику). Но иногда человек отказывается работать над собой, как бы «расслабляется», перекладывая ответственность за свою жизнь на других. Как снова вызвать интерес к жизни, стремление к свободе у того, кому уже нравится зависимость от чужого мнения, подчиненность?
Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ, ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь Заграницей, США):
Святой Феофан Затворник сказал однажды, что каждый человек должен сам пройти свой путь. Ни духовник, ни какой-то другой близкий человек не сможет пройти этот путь вместо нас. Конечно, нам всем хотелось бы прийти к старцу, чтобы старец решил все наши проблемы, а мы сами не должны были бы из-за них мучаться, переживать, нести ответственность за наши поступки. Было бы, наверное, очень удобно, если бы Господь на доске мелом написал ответы на все наши вопросы... Но Господь хочет, чтобы мы сами выбрали и прошли свой жизненный путь.
Я слышал историю, как в Сербии один священник служил Литургию. Дело было после Пасхи, царские врата иконостаса были открыты, и певчие легко могли видеть, что происходит в алтаре. В конце Литургии, произнося последние молитвы, священник вдруг молча замер перед престолом. Он увидел, что антиминс, специальный плат ткани, на котором служится Литургия и который в конце службы необходимо аккуратно свернуть, сам сворачивается и разворачивается три раза подряд!.. Когда у ныне здравствующего сербского Патриарха Павла спросили, что означало это чудо, какой в нем был смысл, он, недолго подумав, спокойно ответил: это значит, что Бог может, но Он хочет, чтобы мы сами это делали.
В жизни всегда есть моменты, когда нужно делать выбор самостоятельно. Духовник, друг, близкий человек могут нам помочь, предупредить о последствиях, вдохновить на доброе дело — но пройти жизненный путь вместо нас они не смогут. Для этого необходимо напрягать нашу собственную волю, приложить усилия. И надо быть более внимательными к другим, ведь зачастую мы просто ведем себя как эгоисты. Так что если человек попал в зависимость от чужого мнения, боится быть взрослым и самостоятельным — то для него нет лекарства лучше, чем искренне сосредоточиться на помощи другим людям, отвлекаясь тем самым от своих собственных проблем и учась принимать решения.
Скажите, пожалуйста, что значит довериться воле Божьей? Как это сделать? Как понять, что я делаю в жизни правильно, а что нет?
Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ, ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь Заграницей, США):
Довериться воле Божьей — значит быть готовым отказаться от своей воли в пользу Его воли, поступить так, как Богу угодно, а не так, как нам хочется. Господь Бог знает, что и когда нам нужно для спасения. В области медицины нередко сначала человеку нужно причинить боль, сделать операцию, чтобы его вылечить и спасти. Также и нам иногда необходимо что-то пережить, перенести, даже сильную боль, чтобы в конечном итоге духовно исцелиться. Бог никогда не ошибается. Святитель Иоанн Тобольский в замечательной книге «Илиотропион» о сообразовании нашей воли с Божией пишет: «Все то, что отвлекает нас от Бога, — противно воле Божьей, все же, что приводит нас к Богу, — согласно с волей Божьей».
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Самый надежный способ знать волю Божью — хранить чистоту сердца. Иногда мы из-за грязи на лобовом стекле автомобиля не видим, куда мы едем, хотя перед нами и дорога, и дорожные знаки, и освещение. То же самое и с душой: когда в сердце злоба, страсть, эгоизм, обида, страх, — практически невозможно знать волю Божью. Когда приходят молодые люди или девушки, позволяющие физическую близость и не могущие принять решение о своем совместном будущем, я всегда им говорю одно: прекратите физическую связь, и ответ на ваш вопрос станет ясным.
Для того, чтобы понять, поступаем ли мы по воле Божьей, можно задать себе два вопроса:
1) Мне не очень радостно, тяжело, временами невыносимо, но мешает ли это моему спасению?
2) Возрадуется ли Христос моему решению, моему поступку?
Часто мы боимся принимать решение и хотим, чтобы кто-то другой, например священник, принял его за нас. Но Господь каждому из нас дал все необходимое для принятия решения: волю, ум, сердце, совесть, возможность поиска совета (а не решения) у духовника, примеры праведников, церковные правила, святые таинства — особенно таинства исповеди и причащения. Священник может нам дать совет, но принять решение, исполнить совет мы должны сами — с последствиями этого решения жить нам.