«Может быть, верующему художнику следует заниматься иконописью, но я человек светский, и мой путь оказался связанным с литературой, театром и детской мультипликацией. Хотя я воцерковился в зрелом возрасте, в моей семье всегда были живы православные традиции, так же как и любовь к нашему замечательному искусству и литературе — Гоголю, Пушкину, Салтыкову-Щедрину, Чехову. И, размышляя над их книгами, работая над иллюстрациями, я пытаюсь честно в чем-то разобраться, что-то понять и в них, и в нашей жизни, и в себе самом, конечно. Это же очень непростая литература, порой противоречивая, там есть и горечь, и печаль, и радость, и едкая ирония, и сатира. А ведь, если вдуматься, только великий народ может позволить себе смеяться над самим собой», — наверное, с этих слов Сергея Александровича Алимова как с эпиграфа следует начать рассказ о его долгом и плодотворном творческом пути.
Алимов начинал как художник-постановщик на студии «Союз-мультфильм». Выпускник знаменитой МСХШ, он продолжил свою учебу во ВГИКе у таких замечательных мастеров, как И. П. Иванов-Вано и Ю. И. Пименов. Дебютом в этом жанре для художника стал мультфильм «История одного преступления». Уже в этой первой работе проявился художественный почерк будущего мастера, полный графической остроты и изящества в сочетании с тонкой иронией и гротеском, сразу полюбившийся и запомнившийся зрителям.
На студии Сергей Александрович в содружестве сначала с Ф. Хитруком, а позже с В. Караваевым создал целый ряд замечательных мультфильмов, получивших множество престижных премий за рубежом, включая призы кинофестивалей в Венеции, Оберхаузене и Сан-Франциско. Это были и экранизации классики («Премудрый пескарь»), и сатирические злободневные темы («Человек в рамке»), и, конечно же, сказочные детские сюжеты (знаменитые «Каникулы Бонифация», «Топтыжка»).
Но одновременно с этим художника захватила и другая любовь, вскоре вытеснившая мультипликацию, — книжная иллюстрация.
Рисунки Алимова к «Мертвым душам», «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя без преувеличения можно назвать хрестоматийными. В случае с «Мертвыми душами» — это литографские листы, плотно и скупо скомпонованные, сфокусированные, как и в самом тексте поэмы, на персонажах: Собакевиче, Ноздреве, Манилове, Чичикове, чьи образы даны художником в предельно гротесковой манере. Черно-белая аскетичная гамма придает работам высокую степень выразительности и вместе с тем словно вводит их в диалог с работами предшествующих иллюстраторов Гоголя: с Боклевским, Агиным, Лаптевым и другими. Способность поддерживать беседу как с самим произведением и его духом, так и с изображаемой эпохой характерна и для других книжных работ Сергея Александровича. Таковы его серии работ и к «Крошке Цахесу» Гофмана, и к «Приключениям барона Мюнхгаузена» Распе, и к рассказам Чехова, и, конечно же, известнейшие иллюстрации к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина и «Мастеру и Маргарите» Булгакова.
В мае прошлого года в Центральном Доме художника прошла ретроспективная выставка к 70-летию Сергея Алимова. Здесь, помимо известных и полюбившихся эскизов к мультфильмам и книжных иллюстраций, зрители могли увидеть и немало совершенно новых работ.
Удивительно, как много успевает мастер! Книги, спектакли, работа со студентами во ВГИКе, участие во всех крупных выставках — такое впечатление, что у Сергея Александровича нет ни секунды отдыха. Он, как и его собственный герой лев Бонифаций, готов трудиться даже в каникулы, ведь нет лучшего отдыха, чем любимое дело.
Улыбаясь, Алимов говорит, что, если подумать, то история, рассказанная в «Каникулах Бонифация», — это сказка с совершенно христианским смыслом и подтекстом, повествующая о любви и самопожертвовании, о добре и радости созидания. И, глядя на работы Сергея Александровича, общаясь с ним и его творчеством, нельзя не почувствовать эту радость и чудо встречи с настоящим искусством.
Эскиз к мультфильму "Каникулы Бонифация".
Бум., гуашь. 1965-1998г.
Иллюстрация к "Приключениям Мэри Поппинс" П. Треверс
Бум., гуашь, 1996 г.
Эскиз для мультфильма "Мастер и Маргарита" по мотивам романа М. Булгакова
Бум., гуашь, 2002 г.
Эскиз для мультфильма "Мастер и Маргарита" по мотивам романа М. Булгакова
Бум., гуашь, 2002 г.
Иллюстрация к книге "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Э.Т. Гофмана
Бум, гуашь, 1994 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.
Иллюстрации к поэме Н. Гоголя "Мертвые души"
Литографии, 1982-2008 г.