■ Общая площадь Калужской области составляет 29,9 тысяч квадратных километров. Она расположена юго-западнее Москвы и граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями.

■ Численность населения области – 1021, 5 тысяч человек, из них 75, 4% – в городах.

■ У калужан есть своя особо почитаемая святыня – чудотворная икона Божией Матери Калужской. Даже пленные французы во времена войны 1812 года утверждали, что во время сражений под Калугой и Малоярославцем неоднократно видели эту икону, «стоящую на воздухе». Сейчас икона находится в церкви Георгиевской «за верхом» в Калуге.

■ В Малоярославце на вратах Никольского монастыря видны выбоины вокруг изображения Спаса Нерукотворного. Это следы французских ружейных и картечных пуль, оставшиеся с тех же времён. Но, несмотря на интенсивный обстрел ворот, ни одна пуля не попала в лик Спасителя. Летописи сохранили интересную подробность: оказывается, это было предсказано иконописцем. Когда он расписывал врата, неприятель был уже близко. Многие горожане просили не писать образ, боясь, что враг надругается над ним. «Он поругаем не будет» – ответил иконописец и продолжил работу. Его слова сбылись – икона не пострадала.

Калуга – только факты

■ Кафедральный Троицкий собор в Калуге строился в XVII веке по проекту известного архитектора Ясныгина. Массу споров тогда вызвала его идея соорудить первый в России купол в 24 аршина диаметром (около 18 метров) без всяких побочных укреплений. Многие считали, что такой купол неминуемо обрушится. Но Ясныгин победил, и храм с его великолепным куполом радует калужан по сей день.

■ Любопытно, что появлением знаменитого русского святого Пафнутия Боровского калужане обязаны … татаро-монгольскому игу. Однажды один татарин-баскак (представитель хана Золотой орды на завоеванных землях) крестился в городе Боровске в Православие. Своего сына Иоанна он воспитал в вере и благочестии. А сын Иоанна, внук татарского баскака, мальчик Парфений, стал затем Пафнутием Боровским.

■ В этом году Калужской и Боровской епархии исполняется 208 лет. В её составе 191 приход, 8 монастырей, 3 монашеских общины и 2 скита. Также на территории области находятся два ставропигиальных монастыря (то есть находящихся в прямом подчинении патриархата) – Оптина пустынь и Шамордино. Количество духовенства – 178 священников и 35 дьяконов. Епархия имеет духовную семинарию, две духовные школы, 5 духовно-просветительских центров, 3 православных гимназии, 72 воскресных школы. Правящий архиерей – митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии.

■ 10 августа – день памяти святого праведного Лаврентия, Калужского чудотворца, и день рождения знаменитого поэта К. Р. – великого князя Константина Константиновича Романова. Почитая святого Лаврентия, князь Константин не раз приезжал в Калужский Лаврентьевский монастырь. На его пожертвования в этой обители всегда горела неугасимая лампада.

■ В советское время случилась одна забавная история, косвенно связанная с калужским краем. В 1947 году художника Афанасия Куликова, выходца из Калуги, попросили обновить росписи Елоховского патриаршего собора в Москве. Увидев, что художник приготовил краски и полез на леса, не сделав предварительных работ, замеров и прочего, искусствовед, поставленный надзирать за работой, возмутился: «Вы же испортите уникальные дореволюционные фрески!» Тогда Афанасий Куликов попросил его подняться вверх и посмотреть автограф того, кто расписывал этот собор в 1912 году. Там стояла подпись – «Афанасий Куликов».

■ Из истории христианства нам известны подвиги восточных монахов–столпников, много дней и ночей простаивавших в молитве на столбах. Этот подвиг на русский манер повторил преподобный Тихон Калужский – летом и зимой он жил и молился в дупле огромного дуба.

■ Интересно, что калужанин, схимонах Тихоновой пустыни Сергий причислен к лику святых… Американской православной церковью. Блаженный Сергий – в миру известный мореплаватель Семён Иванович Яновский, главный правитель русских колоний в Северной Америке, в своё время директор Калужской гимназии, затем монах Тихоновой пустыни. Во многом его духовный выбор определила встреча на далёкой Аляске с известным русским миссионером Германом Аляскинским. Вернувшись в Россию, Яновский стал учеником Оптинского старца Антония (современника старца Амвросия) и закончил жизнь схимонахом.

■ Недалеко от Калуги начинался жизненный путь великого русского иконописца Дионисия. В 1467 году молодой иконописец расписывал церковь Рождества Богородицы в Боровском монастыре. Несмотря на запрет Пафнутия Боровского, бывшего тогда настоятелем, он принёс себе на обед скоромное: жареную баранью ногу с яичницей. Но когда он начал это есть, как повествует житие святого Пафнутия, тело молодого ослушника «вмиг покрыли страшные язвы и струпья». Он понял, за что его постигло такое наказание, покаялся и был исцелен преподобным.

■ Русская Православная Церковь причислила к лику святых четырнадцать оптинских старцев. С этим связан один факт, который многие верующие считают пророческим. Когда первая настоятельница Шамординского монастыря (основанного преп. Амвросием Оптинским) София Болотова приступила к строительству Казанского собора – главного храма обители – она спросила старца Амвросия, сколько глав у него должно быть: три или пять, – старец неожиданно назвал цифру пятнадцать. Это указание было в точности исполнено строителями. Но только спустя почти сто лет, когда четырнадцать оптинских старцев были причислены к лику святых, многим стал понятен смысл этого благословения. Пятнадцатая глава собора символизирует Иисуса Христа.

Калуга – только факты

■ С Калужским краем связано и «чудесное» превращение западника Ивана Васильевича Киреевского в знаменитого славянофила. Поводом к этому стали разговоры с женой – Наталией Петровной Арбеневой, воспитанной в правилах строгого христианского благочестия (её духовником был Оптинский старец Макарий). Муж неоднократно просил жену прочесть то французского философа Кузена, то Вольтера, то Шеллинга. Жена охотно исполняла его просьбы, но, в отличие от мужа, не восхищалась прочитанным, говоря, что эти мысли давно ей известны из творений святых отцов. Неоднократно она показывала Ивану Васильевичу соответствующие страницы, и муж бывал неприятно поражён, но, тем не менее, вынужден был с ней соглашаться. В конце концов он сам стал славянофилом и издателем многих произведений святых отцов.

■ Влияние оптинских старцев на русскую интеллигенцию просто поразительно. Многие из приходящих к ним говорили, что хотели бы остаться в Оптиной навсегда. И некоторые, подобно Константину Леонтьеву, действительно оставались. Но даже те, кто по разным жизненным обстоятельствам остаться не могли, уносили в душе неизгладимый след от общения с оптинскими насельниками. Об этом удивительно точно сказал Николай Васильевич Гоголь: «Это единственный из всех до сих пор известных мне людей (прим. – речь идёт о старце Макарии), кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Вошёл я к старцу одним, вышел – другим».

■ Основоположник русской космонавтики, калужский учитель Константин Эдуардович Циолковский жил во времена воинствующего атеизма. Тем не менее, он постоянно размышлял о возможности существования Бога. И в конце концов, хотя его мировоззрение было весьма далеко от Православия, решил этот вопрос для себя положительно. В своей статье «Причина космоса», которая по понятным обстоятельствам никогда не могла быть напечатана при его жизни, он писал о том, что, наблюдая величие и бесконечность вселенной, понял: космос – это следствие, и у него должна существовать причина, «способная творить и уничтожать материю».

■ 18-21 мая 2007 года в Москве, Калуге и Оптиной пустыни пройдет Второй Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». Первый Оптинский форум состоялся в мае 2006 года и имел огромный общественный резонанс. На нём обсуждались пути развития будущего России, вопросы соработничества духа и интеллекта, духовного преображения творческого человека, проблемы утверждения приоритета духовно-нравственных ценностей в семье, обществе и государстве, и был принят «Манифест российской интеллигенции». Новый форум продолжит разработку этих вопросов, поднимет темы «русской идеи», путей воссоздания и развития симфонии Церкви и государства, проблем молодёжи.

Рабочие группы Оргкомитета форума: Высоко-Петровский монастырь

(495) 650-64-41, Президиум РФО РАН (495) 637-24-02, Русский духовный театр «Глас»

(495) 953-72-81, e-mail: optinforum@mail.ru, более подробная информация на сайте форума: www.optinforum.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: