Вопрос читателя:

Как, прощая обидчиков, не впасть в тщеславие?

Ольга

Отвечает протоиерей Александр Овчаренко:

«Как, прощая обидчиков не впасть в тщеславие…» Интересное наблюдение. Помните, Ольга, как в финальной сцене фильма «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино ухмыляется: «Определенно, тщеславие — мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие — это естественный наркотик». Это, конечно, никак не естественно, а противоестественно для христианина. А естественно это только для больного человеческого естества, которое не замечает своей болезни!

Св. Иоанн Лествичник замечает очень важную вещь: «Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например, тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым». Это важно запомнить! У каждого из нас есть уязвимое место. В нашем повреждённом сердце оно свило себе гнездо. От греха тщеславия, которому нас учил весь порядок этого мира, к которому мы стремились, которому мы сочувствовали, уберечься очень тяжело. Очень уж глубоко этот грех сидит в нашем сердце.

Т. е. в Вашем случае, Ольга, как я понял из вашего вопроса, тщеславие показывает человеку его духовность, хвалит его за доброту и евангельскую добродетель.

Тщеславие хитро и многолико: эта страсть иногда принимает вид самого смирения. «Тщеславие — это, конечно, злая вещь, — пишет святитель Феофан Затворник, — от нее никуда не убежите. Убежите… — тщеславие будет учить вас тщеславиться и тем, что убежали. От него надобно отбиваться при делах, какие делаете, и больше ничего, а не бежать от сих дел».

Но как же с ним бороться?

Только внутренним образом, а не внешним. Во-первых, помолиться Богу о даровании благодатной помощи в этом деле. Ведь простить от всей души, склонить свое сердце к добродетели — это очень большой труд, без Бога с ним не справиться. Во-вторых, пусть помощью вам будет понимание, что простить — это значит понять человека. Понять причины, которые заставили вашего обидчика сделать так, чтобы вам стало больно и не по себе. Но понять — это не значит принять. Мы не можем и не должны соглашаться со злом. Мы не должны на черное говорить белое! Но зло живет и в нас как следствие грехопадения наших прародителей! Осознание этого должно помочь нам в борьбе с тщеславием. Вспомним слова святого Иоанна Златоуста: «хотя бы мы имели бесчисленные совершенства, зараза тщеславия может погубить все… Оно бывает различного рода и вида и изливает свой яд на все — и на сокровища, и на удовольствия. И на телесную красоту… Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржавчина съедает железо и моль — ткань, так и тщеславие губит душу…».

Тщеславие всегда паразитирует на добродетели, оно радуется, когда видит, что человек стремится вести добродетельную жизнь. Потому что сразу же пытается обратить всякую добродетель в согрешение! Это мысленная невидимая брань (борьба), которую испытывают все, кто хочет по-настоящему очистить свое сердце от страстей. Не обращайте внимания на помыслы тщеславия. А если они усиливаются, поблагодарите Бога за дарование вам сил к прощению вашего обидчика: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, во веки!»

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: