Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Десять заповедей Ветхого Завета учат нас: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле». Но сыновняя почтительность, как ее понимают китайцы, означает, во-первых, что дети должны слушаться своих родителей, независимо от того, правы они или нет (я стараюсь слушаться Бога с тех пор, как уверовал); во-вторых, что они должны жить со своими родителями, когда женятся (Ветхий Завет учит, что человек должен оставить своих родителей, чтобы стать одним целым со своей женой); и в-третьих, почитать и славить предков (Бог хочет, чтобы мы прославляли только Отца, Сына и Святого Духа).

Это 3 самых больших конфликта, которые у меня есть с моими родителями. С тех пор как я поверил в Бога, конфликты с моими родителями начались и становились все больше и больше, потом я понял, что китайская концепция противоположна христианству, но тогда как я могу быть сыновним по отношению к моим родителям?

Михаил

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Дорогой Михаил, то, о чем Вы спрашиваете, очень серьезные вопросы. Я выскажу мои соображения, а дальше все-таки посоветую Вам обсудить их с Вашим духовником — то есть с тем священником, которому Вы регулярно исповедуетесь. Вопросы соединения культур — это всегда очень сложный путь компромиссов, и я думаю, что самое главное — это обозначить прежде всего для себя те области, в которых компромиссы будут означать отход от веры.

Во-первых, сразу напомню, что для христиан актуален не Ветхий, а Новый завет, а из заповедей — заповеди блаженства, которые даны нам Христом уже после его рождения на земле и развивают те основы, которые заложены в ветхозаветных 10 заповедях (подробнее см. Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей).

«Блаженство, о котором говорил Христос, приходит, когда рядом с тобой — Бог. И — вот чудеса! — такую особую радость можно получить уже сейчас, в нашей земной жизни. Мало того, земная жизнь закончится, а блаженство останется! Его даже станет больше в новой, вечной жизни! Вот об этом говорил Христос Своим ученикам на берегу Галилейского озера», — и подробнее об этом посмотрите материал о новозаветных заповедях.

Мы видим, что в них нет такой строгой регуляции внешней жизни (как жить, например), но говорится о внутреннем настрое человека и ценностях, которые для него важны. Для Вас, мне кажется, основное — это совмещать две культуры таким образом, чтобы не предавать Бога, не становиться идолопоклонником, не отходить от христианства именно в догматическом плане. И я думаю, что нам с Вами можно посмотреть, как это сделать.

Давайте начнем с конца: «почитать и славить предков (Бог хочет, чтобы мы прославляли только Отца, Сына и Святого Духа)». Почтение не означает религиозного поклонения, а прославление не означает, что мы не говорим ничего о заслугах людей. Прославление Бога в христианстве означает, что именно религиозно мы почитаем только Его и никого другого, в том числе и предков, не ставим наравне с Ним, не воспринимаем как божества. И святым мы молимся не как божествам, которые помогают, а просто просим их встать и помолиться вместе с нами Единому Богу. Как же быть? Вы можете объяснить родителям, что память всего своего рода чтите свято, все заслуги, которыми прославились предки в течение их жизни, Вы уважаете и почитаете, но именно само это почитание, так как Вы христианин, для Вас будет выражаться не в традиционных религиозных обрядах, а в том, что Вы молитесь Богу обо всех своих предках. Так как они не были крещены, скорее всего, Вы можете молиться о них дома. И вот эту свою обязанность Вы будете выполнять неукоснительно, четко, свято, регулярно.

«...они должны жить со своими родителями, когда женятся (Ветхий Завет учит, что человек должен оставить своих родителей, чтобы стать одним целым со своей женой)». В Ветхом Завете не говорилось о том, что человек непременно уйдет в новый дом, скорее, речь о том, что внутренне человек перестает быть ребенком, а становится психологически независимым от своих родителей, к этому и нужно стремиться. Вы ведь будете (или уже стали) главой семьи, а значит, именно Вы несете ответственность за свою жену и детей, речь об этом. Можно ведь жить вместе с родителями — и при этом быть совершенно независимым от них и внутренне, и финансово, и даже им помогать, а можно жить на своей территории — и при этом быть зависимым и морально, и в бытовом смысле. Так что тут смотрите сами, как будет лучше для Вас и Вашей жены. Родителям можно попробовать объяснить, что Вы их ни в коем случае не бросаете, что Вы их почитаете, но, возможно, если Вы живете не в Китае, а в другой культуре и в других условиях, можно попробовать жизнь раздельную в качестве эксперимента. Посмотрите сами, как будет удобно. Вернуться ведь в дом всегда можно. Кто знает, как сами родители отнесутся к новому порядку вещей?

Наконец, Ваш самый первый пункт: «дети должны слушаться своих родителей, независимо от того, правы они или нет». Вот тут все очень зависит от Вашего выбора — насколько Вы сами хотите остаться именно в китайской родной культуре или сделать шаг в сторону. Если Вы выбираете остаться в своей традиции, для Вас, как христианина, послушание родителям останется полным с оговоркой, что Вы не будете делать тех вещей, которые противоречат христианской религии в самых ее основах — то есть Вы не будете участвовать в религиозных обрядах и ритуалах другой (даже китайской) традиции, поклоняться другим божествам, следовать идее обожествления предков, Вы не будете совершать действий, которые противореча законам общества и действий, которые связаны с ложью, местью, завистью, будете ориентироваться на любовь и мир. В остальном — например, в быту, в выборе работы и так далее — Вы остаетесь послушны родителям (простите, я не очень представляю, на какие именно сферы жизни распространяется Ваше послушание). Если Вы для себя выбираете путь более свободный, тогда Вам следует с родителями обсудить, что вот, у Вас другая религия теперь и Вы бы хотели попробовать жить в другой в том числе культурной парадигме — когда в таких-то областях Вы выбираете сам, а в таких-то следуете словам родителей (разумеется, строгость в отношении религии остается, как я и написал выше). Более конкретные случаи Вам лучше обговорить со священником лично, потому что их может быть очень много. По письму я могу наметить только самые общие направления.

Мудрости Вам и помощи от Господа!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: