Вопрос читателя:
Здравствуйте. Бабушка по маминой линии уже давно в секте. Еще когда мне было 6 лет, она всегда мне говорила о Боге. Наша семья православная, мы ходим в храм, мы с сестрой окончили воскресную школу. Будучи ребенком, я словно пропускала все мимо ушей, не вникала в то, что она мне говорит. Чем старше я становилась тем яснее для меня было то, что бабушка порой говорит откровенный бред, что-то непонятное. Тогда я редко с ней виделась. В последние 4 года я поняла, что что-то не так, начала говорить родителями. Паззл начал складываться: ссоры отца с бабушкой, причастие не в храме, а дома самостоятельно. Спросила родителей, пытались ли они что-то делать. Оказалось, что бабушка в этом всем очень долго, мама за нее сильно молилась, бабушка разочаровалась в одной из своих «церквей» и просто ушла в другую секту. Сейчас мне 15, я поступила в колледж и переехала к бабушке в город. Видимся чаще. У меня просто нет сил и терпения выслушивать бред, который она говорит: «Не делите Бога, Он один». Я не принимаю то, что она говорит. Постоянные непонятные речи, служения, слушает пастырей, говорит на «языках», хотя это просто набор звуков. Люди на их служениях падают в обморок — и они называют это проявлением святого духа. Мне по незнанию сказать почти нечего, только говорю, что быть такого не может, ссоримся. Мне трудно сказать, что я чувствую в такие моменты. Родители, похоже, давно смирились. Я люблю ее как бабушку, но на религиозные темы стараюсь не говорить, это заканчивается тем, что она начинает нести бред, а мне нечего сказать. Что мне отвечать ей и как быть? Я бы очень хотела вернуть ее в Православную Церковь (по ее словам, ее там очень обидели), но у меня не хватает слов и знаний. Главная проблема — она сама начинает говорить о Боге и меня учить. Говорю, что не надо — и мы ссоримся, а потом она снова начинает, как малое дитя. Я хочу с ней общаться, но с каждой встречей это желание пропадает.
Анастасия
Ответ священника:
Здравствуйте, Анастасия.
Если я правильно понимаю, Ваша бабушка сейчас посещает собрания одной из протестантских общин пятидесятнического толка. Судя по всему, община эта и её члены придерживаются весьма радикальных взглядов, что, в свою очередь, не может не отражаться на их поведении в том числе и в повседневной жизни. Представители подобного рода религиозных объединений очень часто по отношению к другим людям — особенно, родственникам и близким знакомым — ведут себя крайне неуважительно и напористо. Причём бороться с их настойчивостью зачастую бывает абсолютно бесполезно, ибо они свято веруют в собственную правоту и исключительность.
В данном случае будет уместно привести слова апостола Павла из его послания к Титу о том, как следует православному христианину себя вести в подобных ситуациях: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:9-11). Потому лучшее, Анастасия, в случае если ситуация в очередной раз начинает накаляться и выходить из-под контроля — это не ввязываться ни в какие дискуссии на религиозные темы.
В своём письме Вы также правильно отметили, что одним из краеугольных камней проповеди некоторых протестантских объединений является огульная критика и демонизация Православной Церкви и православного духовенства. Делается это очень просто: некий пастор во время проповеди приводит пример реального или выдуманного негативного поведения кого-либо из членов Православной Церкви и затем ни с того, ни с сего делает вывод, что подобные случаи не являются единичными, но случаются регулярно со всеми вообще православными христианами и потому в Православную Церковь ходить порядочным людям ни в коем случае не рекомендуется.
Однако, у такой стратегии есть и обратная сторона, ибо её точно также можно использовать и против того протестантского объединения, которое его активно использует для достижения тех или иных целей. Представьте себе, к примеру, что в некоей неправославной христианской общине одного из её членов вынуждают переписать всё движимое и недвижимое имущество на имя лидера этой самой общины, а потом просто выкидывают на улицу под надуманным предлогом.
Является ли это поводом утверждать, что вообще все данные общины поощряют подобное поведение? — Очень хороший вопрос. Поскольку мне доводилось общаться с бывшими протестантами разных толков, могу с определённой долей уверенности утверждать, что — если этого очень захотеть — то можно найти очень много не самых позитивных примеров из жизни неправославных христианских общин, которые можно было бы использовать против них самих, если бы практика подобного рода проповедничества была в нашей Церкви распространена.
Ещё мне в Вашем письме понравилось, Анастасия, то, что Вы признаёте, что не обладаете достаточными знаниями для того, чтобы участвовать в тех спорах о вере, которые Вам пытается навязать Ваша бабушка. Думаю, что в Вашей ситуации было бы разумнее всего потрудиться именно в этом направлении: изучайте Священное Писание, вероучение Православной Церкви, нравственное и сравнительное богословие. Благо, сейчас материалов и лекций по данным предметам — предостаточно. Осталось только найти надёжные и безопасные источники информации, одним из которых, например, может быть назван наш журнал.
Помимо этого, также рекомендую Вам регулярно ходить в храм и участвовать в Таинствах Исповеди и Святого Причастия, а также посещать занятия воскресной школы для взрослых, если таковые проводятся при этом храме. И последнее, о чём хотелось бы сказать, Анастасия: если вдруг жизнь с Вашей бабушкой из-за её регулярных попыток разжечь между вами межрелигиозный конфликт станет когда-либо совсем невыносимой, то в данном случае можно будет задуматься об организации вашего раздельного с ней проживания. Если, конечно, это вообще осуществимо.
Пусть Господь Вам поможет!