Вопрос читателя:

Здравствуйте. Бабушка по маминой линии уже давно в секте. Еще когда мне было 6 лет, она всегда мне говорила о Боге. Наша семья православная, мы ходим в храм, мы с сестрой окончили воскресную школу. Будучи ребенком, я словно пропускала все мимо ушей, не вникала в то, что она мне говорит. Чем старше я становилась тем яснее для меня было то, что бабушка порой говорит откровенный бред, что-то непонятное. Тогда я редко с ней виделась. В последние 4 года я поняла, что что-то не так, начала говорить родителями. Паззл начал складываться: ссоры отца с бабушкой, причастие не в храме, а дома самостоятельно. Спросила родителей, пытались ли они что-то делать. Оказалось, что бабушка в этом всем очень долго, мама за нее сильно молилась, бабушка разочаровалась в одной из своих «церквей» и просто ушла в другую секту. Сейчас мне 15, я поступила в колледж и переехала к бабушке в город. Видимся чаще. У меня просто нет сил и терпения выслушивать бред, который она говорит: «Не делите Бога, Он один». Я не принимаю то, что она говорит. Постоянные непонятные речи, служения, слушает пастырей, говорит на «языках», хотя это просто набор звуков. Люди на их служениях падают в обморок — и они называют это проявлением святого духа. Мне по незнанию сказать почти нечего, только говорю, что быть такого не может, ссоримся. Мне трудно сказать, что я чувствую в такие моменты. Родители, похоже, давно смирились. Я люблю ее как бабушку, но на религиозные темы стараюсь не говорить, это заканчивается тем, что она начинает нести бред, а мне нечего сказать. Что мне отвечать ей и как быть? Я бы очень хотела вернуть ее в Православную Церковь (по ее словам, ее там очень обидели), но у меня не хватает слов и знаний. Главная проблема — она сама начинает говорить о Боге и меня учить. Говорю, что не надо — и мы ссоримся, а потом она снова начинает, как малое дитя. Я хочу с ней общаться, но с каждой встречей это желание пропадает.

Анастасия

Ответ священника:

Здравствуйте, Анастасия.

Если я правильно понимаю, Ваша бабушка сейчас посещает собрания одной из протестантских общин пятидесятнического толка. Судя по всему, община эта и её члены придерживаются весьма радикальных взглядов, что, в свою очередь, не может не отражаться на их поведении в том числе и в повседневной жизни. Представители подобного рода религиозных объединений очень часто по отношению к другим людям — особенно, родственникам и близким знакомым — ведут себя крайне неуважительно и напористо. Причём бороться с их настойчивостью зачастую бывает абсолютно бесполезно, ибо они свято веруют в собственную правоту и исключительность.

В данном случае будет уместно привести слова апостола Павла из его послания к Титу о том, как следует православному христианину себя вести в подобных ситуациях: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:9-11). Потому лучшее, Анастасия, в случае если ситуация в очередной раз начинает накаляться и выходить из-под контроля — это не ввязываться ни в какие дискуссии на религиозные темы.

В своём письме Вы также правильно отметили, что одним из краеугольных камней проповеди некоторых протестантских объединений является огульная критика и демонизация Православной Церкви и православного духовенства. Делается это очень просто: некий пастор во время проповеди приводит пример реального или выдуманного негативного поведения кого-либо из членов Православной Церкви и затем ни с того, ни с сего делает вывод, что подобные случаи не являются единичными, но случаются регулярно со всеми вообще православными христианами и потому в Православную Церковь ходить порядочным людям ни в коем случае не рекомендуется.

Однако, у такой стратегии есть и обратная сторона, ибо её точно также можно использовать и против того протестантского объединения, которое его активно использует для достижения тех или иных целей. Представьте себе, к примеру, что в некоей неправославной христианской общине одного из её членов вынуждают переписать всё движимое и недвижимое имущество на имя лидера этой самой общины, а потом просто выкидывают на улицу под надуманным предлогом.

Является ли это поводом утверждать, что вообще все данные общины поощряют подобное поведение? — Очень хороший вопрос. Поскольку мне доводилось общаться с бывшими протестантами разных толков, могу с определённой долей уверенности утверждать, что — если этого очень захотеть — то можно найти очень много не самых позитивных примеров из жизни неправославных христианских общин, которые можно было бы использовать против них самих, если бы практика подобного рода проповедничества была в нашей Церкви распространена.

Ещё мне в Вашем письме понравилось, Анастасия, то, что Вы признаёте, что не обладаете достаточными знаниями для того, чтобы участвовать в тех спорах о вере, которые Вам пытается навязать Ваша бабушка. Думаю, что в Вашей ситуации было бы разумнее всего потрудиться именно в этом направлении: изучайте Священное Писание, вероучение Православной Церкви, нравственное и сравнительное богословие. Благо, сейчас материалов и лекций по данным предметам — предостаточно. Осталось только найти надёжные и безопасные источники информации, одним из которых, например, может быть назван наш журнал.

Помимо этого, также рекомендую Вам регулярно ходить в храм и участвовать в Таинствах Исповеди и Святого Причастия, а также посещать занятия воскресной школы для взрослых, если таковые проводятся при этом храме. И последнее, о чём хотелось бы сказать, Анастасия: если вдруг жизнь с Вашей бабушкой из-за её регулярных попыток разжечь между вами межрелигиозный конфликт станет когда-либо совсем невыносимой, то в данном случае можно будет задуматься об организации вашего раздельного с ней проживания. Если, конечно, это вообще осуществимо.

Пусть Господь Вам поможет!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
4
Сохранить
Поделиться: