Вопрос читателя:

Батюшка, здравствуйте! Я из православной семьи, с детства хожу в храм, но были периоды, когда отдалялась от церкви. И каждый раз я начинала возвращаться к Богу после того, как что-то в моей жизни шло не так, начинались проблемы. Так было и этой весной. Но в июне мой жених уехал на фронт, и я стала все это делать на постоянной основе. Я понимаю, что это не правильно и что я обращаюсь к Богу только когда мне плохо, поэтому испытываю чувство вины. Вскоре он вернулся с ранением домой, я успокоилась, что он в безопасности, и постепенно опять перестала молиться. Сейчас он снова там, и я снова молюсь за него. Но в моих молитвах на первом месте не желание поговорить с Богом, поблагодарить Его, а просьбы за жениха. Получается, я забываю о своей душе и прошу за другого человека. Грех ли это? Нужно ли в первую очередь молиться за спасение своей души, а потом уже о ближнем? И как не потерять связь с Богом, когда все хорошо? Очень стыдно возвращаться к Нему только со своими проблемами, но когда ничего не беспокоит, кажется, что смогу прожить и без молитв, хотя в глубине души понимаю, что это не так.
Батюшка, помолитесь, пожалуйста, за воина Иоанна! Заранее спасибо за ответ и молитвы!

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Анна, проблема понятна. Мне горько и грустно, что такое случилось у Вас, человека верующего и воспитанного в церковных традициях, то есть, по идее, знающего, как обстоят дела на самом деле и, тем не менее, воспринимающего свою жизнь и свои отношения с Богом так, словно нет у Вас никаких знаний и никакого опыта духовной жизни и любви Божией. Это все равно что, имея прекрасный дом, в дождь и в стужу ночевать на скамейке в парке, имея хорошую одежду, носить чьи-то обноски совершенно не по погоде и не по душе, имея полный холодильник и полные еды полки, идти и пытаться купить себе какую-то полусгнившую и испорченную еду... Давайте, дорогая, поговорим и постараемся исправить, с Божией помощью, то искажение восприятия, которое у Вас появилось и о котором Вы, слава Богу, задумались.

Наши отношения с Богом - это именно отношения, такие же, как и с другим человеком. Возьмем, например, любовь или дружбу, благо, по милости Божией, этот опыт в Вашей жизни есть. Ведь если прибегать к человеку только если у Вас проблемы, а потом пропадать, стоит только ситуации наладиться - это уже не совсем отношения, верно? Или отношения довольно своеобразные. Вы уже взрослая молодая особа, так что, думаю, понимаете, что и с родителями отношения строятся не только по принципу "папа, мама, помогите, дайте, устройте то-то и то-то", а скорее на идее "мы семья, нам хорошо вместе, я благодарна своим старшим за то, что они дали, с радостью даю им то, что могу дать, и движет всеми нами не только долг, а просто чистая радость от того, что мы вместе". Ведь и с молодым человеком так же, верно? Вам хорошо с ним, ему - с Вами, вы друг другу помогаете, конечно, но главное - это радость от того, что Вы вместе и ощущение грусти и тоски, когда случается разлука, потому что главное счастье - это именно счастье с кем-то разделить свою жизнь и поделиться своей. Это не очень удобно формулировать словами, переживание глубокое, внутреннее, но, думаю, те, кто любил, кто искренне дружит, у кого теплые отношения в семье, понимают, о чем я говорю.

И ровно то же самое, на самом деле, происходит и в отношениях с Богом. Богообщение - это о том, чтобы быть с Богом. Лукавый очень много способов придумывает для того, чтобы сбить человека с этого правильного понимания, какие только идеи не подкидывает! И во многом наша аскетика - о том, как вовремя различить неправильный, не свой и не от Бога пришедший помысел, отбросить его и тем самым оградить себя от того хода мыслей, который нас в итоге отведет от Бога. Например, в Вашем случае это мысли о том, чтобы молиться за другого, при этом не молясь за себя. Вроде, все правильно, благочестиво, по любви: молитва о другом. И даже идея о том, чтобы другого ставить на первое место... И вот тут нужно увидеть ошибку в том, что молитва - это прежде всего о том, чтобы находиться с Богом, пребывать с Богом, стремиться к Нему и стараться, соответственно, из себя убирать все то, что этому мешает. Молитесь о своем женихе - но при этом имейте в виду, что вместо Вас никто не сможет сделать так, чтобы Вы были с Господом, понимаете? За Вас никто с Ним не пообщается и Ваше место рядом с Ним так и останется пустым... Зачем так? Займите свое место, будьте с Богом и из этой позиции уже молитесь о тех, кто Вам дорог.

Давайте поговорим еще немного о Вашем месте рядом с Богом. Такое место есть у каждого человека и для каждого, потому что Господь всех любит. И понимаете, когда есть источник Жизни, Сама Жизнь, Любовь, быть вне ее - это на самом деле очень странный выбор. Человек совершает его либо из-за неверного восприятия (но, вроде, об этом мы уже поговорили), либо потому что допускает в себе искажения понимания. Чтобы их не было, как раз и существует наша аскетика: пост, различные ограничения, направленные на развитие внутренней дисциплины, специальные периоды времени, в которые мы больше концентрируемся на духовном, чтобы потом этот опыт духовности питал нас и служил ориентиром в другие моменты жизни. Может быть, Вы вот что можете сделать: покаяться на исповеди в том, что делали неверное, начать утром и вечером читать правило (не думаю, что и как, просто читать, потому что нужно набраться опыт, вернуться в эту дисциплину), последить за тем, чтобы соблюдать среды и пятницы в плане поста и, так же как и с молитвами, регулярно участвовать в воскресных Божественных литургиях, исповедоваться и причащаться раз в месяц. Может быть сложно, но пусть это станет частью Вашей дисциплины, образа жизни. Вам нужно немного "оттаять", а чтобы это сделать, нужно обеспечить себе пребывание в пространстве духовной жизни, в Церкви.

Еще может помочь участие в добрых делах при храме, возможно, более глубокое изучение богослужений, чтение святых отцов хотя бы по 5 минут в день, не больше даже. Читая отцов, Вы будете пропитываться их логикой жизни и тем самым собирать внутри себя опыт духовной жизни, который позволит Вам верно настроить внутренний камертон.

Все это не отменяет молитвы о других, о Вашем любимом человеке, безусловно, нужно молиться, просто, повторюсь, находясь на позиции внутри Церкви и с Богом, а не где-то вне ее. Тогда не встанет вопрос о том, чтобы забыть себя, потому что дело будет не в воспоминании, а в Вашем реальном присутствии в Церкви. И, будучи там деятельно, практически, Вы как раз и будете молиться о тех, кто Вам дорог.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
1
Сохранить
Поделиться: