Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! У меня есть два друга нетрадиционной ориентации. Познакомилась и подружилась я с ними задолго до начала своего воцерковления, дружим уже больше 10 лет. Я понимаю, что с точки зрения Церкви они, конечно, очень заблудшие, но я действительно очень к ним привязана. В этой связи с началом воцерковления у меня возник вопрос — как правильнее молиться за них? Своими словами, или, может быть, есть специальные какие-то молитвы для таких случаев? Если своими словами, то о чем просить Бога? О вразумлении (но это очень маловероятно, объективно говоря) или просто о том, чтобы простил их? Заранее спасибо за ответ!
Елена
Отвечает иерей Евгений Чебыкин:
Здравствуйте, Елена. Для начала хотелось бы сказать, что наклонности Ваших друзей — я говорю сейчас о явлении в целом, а не только конкретно о них — с точки зрения христианства не рассматриваются в качестве нормы поведения, но являются следствием искажения человеческой природы и отступления человечества от Бога, ибо, как говорит святой апостол Павел в своём послании к Римлянам, люди
«... познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».
(Рим 21-27)
Далее считаю нужным привести ещё одну цитату, уже из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла, который отвечает на вопрос, могут ли христиане общаться в быту с, как Вы изволили выразиться в Вашем письме, людьми заблудшими. Хотя в данном случае необходимо оговориться, что он [апостол] имеет в виду вообще всех людей, которые ведут беспорядочный в интимном плане образ жизни, а не только представителей той категории граждан, о которых Вы спрашиваете. Вот что он пишет:
«Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».
(1Кор 5,9-11)
В этом отрывке обращают на себя внимание два момента.
Первый: апостол ставит в один ряд с теми людьми, о которых мы рассуждаем, так же лихоимцев (или: взяточников), хищников (по всей видимости, здесь здесь речь идёт о грабителях в самом широком смысле этого слова) и идолопоклонников. Почему это интересно? Хотя бы потому, что если мы будем думать, что с блудниками в быту христианам общаться запрещено, то тот же самый принцип должен распространяться также и на взяточников, грабителей и идолопоклонников.
Второй: по мысли апостола, нужно прекращать общение с такими людьми только в том случае, если они, именуя себя христианами, пытаются совместить пребывание в Церкви с теми наклонностями, которые они практикуют за пределами церковной ограды (блуд, взятки, грабеж, идолопоклонство).
Теперь попытаемся ответить конкретно на Ваш: можно ли за таких людей молиться? Думаю, да. Вам стоит молиться о здравии и вразумлении Ваших друзей точно так же, как бы Вы молились о них, если бы они принадлежали к любой из трёх других упомянутых апостолом Павлом категорий, ибо, как мы видим, одни от других ушли недалеко.
Пусть Господь Вам поможет!