Вопрос читателя:

В молитвах часто упоминаются слова про грешников по типу: «от нихже первый есмь аз». Но когда я читаю это, я лукавлю, потому что внутри не согласна с этим. Потому что знаю, что существуют люди, которые, допустим, убивают и пытают других людей. И этот грех объективно сильнее моих. Как я могу тогда говорить, что хуже меня нет никого, если я знаю, что это не так?

Анастасия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Божие на Вас благословение!

Дорогая Анастасия, навскидку из молитв я вспомнил только молитву, которая читается перед Причастием. Давайте обратимся к первоисточнику этой формулировки и поговорим и ее смысле.

Изначально в таким духе о себе написал апостол Павел: «Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз» (1Тим 1:15).

Один из толкователей, преподобный Икумений Триккский, обратил внимание на то, что и в истории самого апостола Павла эти слова звучали не без противоречия:

«Но в другом месте Апостол говорит: по правде законней быв непорочен (Фил 3:6); почему же здесь он называет себя грешником и первым из грешников? На это ответим, что праведность по закону, в сравнении с праведностию по вере, не только не есть праведность, но даже первый грех: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим 3:23)... Если я, согрешивший больше всех, спасен, то не должно после этого сомневаться в спасении. Апостол Павел хочет показать, что он спасается не потому, что достоин спасения, но для того, чтобы другие не отчаявались в своем спасении... Вот как велико смирение Апостола!»

Видите? Эти слова обозначают смирение человека, который их произносит. А вот на что указывает Евфимий Зигабен:

«„Первый“ в удостоверение спасения, о котором ска­зано выше: прежде других он ставит в образец себя самаго, что он не только помилован, но и удо­стоен даров, как сказано. Не удивляйся, если он здесь называет себя грешником, тогда как в дру­гом месте назвал себя по правде законной непороч­ным (Флп 3:6). Это потому, что правда законная есть грех в отношении к правде Божией евангель­ской. Подобно тому, как обладающий большим богат­ством кажется сам но себе богатым, а при сравнении с царскими сокровищами оказывается бедным; так и здесь — праведники законные в сравнении с вестни­ками (Евангелия) оказываются грешниками. Некоторые говорят, что он назвал себя первым грешником, т. е. превосходящим других грехами своими, но смиренномудрию».

Иными словами, как видите, апостол Павел сравнивал себя даже не с теми, кто грешнее него, но смотрел на тех, кто лучше него, праведнее, чище, устремленнее к Богу. Примерно так же советуют поступать в работе — сравнивать себя не с теми, кто ничего не может сделать, а с теми, кто справляется лучше Вас. Только, конечно, в работе стоит ориентироваться не на самых лучших, иначе можно прийти в состояние фрустрации, потому что точно покажется, что Вы не можете ничего.

Думаю, что примерно логика понятна, так?

И, кроме того, на исповеди и перед Богом (а в молитве мы же предстоим перед Богом) мы можем отвечать только за себя. И в данный момент, когда Вы говорите Господу о своих грехах, конечно же, перед глазами будут именно свои прегрешения, а о других в этот момент не надо помнить, да и не помнится... Вот и получается, что искренне в этот момент будет как раз сказать: «от нихже первый есмь аз».

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
0
Сохранить
Поделиться: