О домашнем чтении Евангелия на Руси известно немного, но это никогда не было массовым явлением. На протяжении веков российской истории Писание являлось в первую очередь богослужебной книгой, к которой люди относились с огромным пиететом.
В Древней Руси дома в основном читали жития святых и Псалтырь. Главным источником знания о жизни и слове Христа было православное богослужение.
Интересно, что на службах, кроме Ветхозаветных книг, Евангелия и Апостола, читались жития святых и творения святых отцов (сейчас читается только житие святой Марии Египетской на пятой неделе Великого поста).
Книги переписывались вручную (как правило, в монастырях) и были очень дороги, так что мало кто мог позволить себе их купить.
Показательно, что в «Домострое», важнейшем литературном памятнике XVI века, который описывает бытовую жизнь православного мирянина до мельчайших подробностей, о чтении Священного Писания не сказано ни слова.
В 1580 году вышло первое печатное издание славянского Священного Писания — Острожская Библия. Характерно, что это издание появляется в Юго-Западной Руси, где православные, находясь в окружении иных конфессий, раньше и острее почувствовали необходимость хорошо ориентироваться в слове Божием.
Практически только в начале XVIII века в России открыто ставится вопрос о возможности и полезности самостоятельного чтения Писания мирянами. Значительную роль здесь сыграл святитель Тихон Задонский (1724–1783), в письмах прямо дававший своим корреспондентам советы ежедневно читать Библию. Однако говорить о широком распространении Писания среди мирян в его время не приходится.
Во всех слоях общества война с Наполеоном воспринимается как война не только за национальные границы и государственность, но и за веру, как противостояние христианского народа нашествию отрекшейся от Христа Европы. Одним из следствий войны является то, что Россия осознает свою ответственность за проповедь слова Божия среди населяющих ее народов. В 1813 году в России открывается Библейское общество, первоначально занимающееся переводом Нового Завета на языки малых народов страны, но уже в 1819 году выходит первое издание Евангелия с параллельным славянским и русским текстом, а в 1823 году первое полное издание Нового Завета на русском языке.
Можно утверждать, что именно с этого времени Евангелие начали широко распространять: появляются даже люди, которые специально его покупают, чтобы раздавать другим. Последовательным сторонником и непосредственным участником перевода Писания на русский язык был святитель Филарет Московский (1782–1867).
1876 год. Появление первой полной печатной Библии на русском языке (Синодальный перевод). Издание перевода было ориентировано именно на домашнее чтение Писания.
К концу Синодального периода (рубеж XIX–XX вв.) в России изучением Писания с прихожанами занимаются уже многие активные священники, часто поводом для такой работы становится необходимость противостоять сектантам. Кроме того, возникают кружки по изучению Священного Писания в студенческой среде, при православных братствах. Масштаб их влияния оценить сейчас трудно.
Благодарим протоиерея Павла Хондзинского,
доцента кафедры практического богословия ПСТГУ,
за помощь в подготовке материала
Орнамент с сайта orname.ru
Ответственно заявляю, что чтение Евангелий без пояснений (особенно, та самая Детская Библия с картинками) может нанести ребёнку, да и взрослому с недостаточным критическим подходом очень большой вред. Это серьёзнейшее идеологическое оружие и чтобы не стать его жертвой, а приобрести мудрость, необходимо читать его сразу же с правильным толкованием, чтобы не попадать наивным детям в его зомбирующее влияние. В итоге ребёнок приобретает свойство критически мыслить, основы знаний по психологии, по управлению толпой, объединяющим началам, необходимости в нравственности, по психологическим умениям как-то приспосабливаться в жизни, не угнетать себя и не направлять агрессию во внутрь (опять же - благодаря правильным пояснениям), умение принимать реальность, видеть множество оттенков мира вместо того чтобы видеть его черно-белым и т.д. и т.п. А иначе всё будет ровно наоборот при чтении без пояснений, к сожалению. Будет жестокий диссонанс внутреннего мира, созданного книгой и окружающей реальности, живущей по другим законам, это приведёт в тупик и депрессии и тем быстрее, чем люди вокруг душевно уродливее. Человек поверивший в нынешнем сложном обществе превращается в птаху, готовую разбиться о скалы. Пока все пояснения насколько понимаю разрозненные, знания не собраны, нет правильной рекомендованной версии Евангелия с пояснениями, с психологическим фильтром. Ошо кстати просил не верить ему, а доверять, он делал акцент именно на доверии, рационально объяснял многие явления психологии человека. Тут вопрос кстати отношения к авторитетам (дети то думают, что уже 2000 лет прошло и взрослые им подсовывают такие книги - значить, можно верить Иисусу, раз так он в Святой книге говорит). В итоге действительно в результате слепой веры можно завести себя в тупик. Кстати, насчёт поста, полезен не столько пост, сколько жёсткая диета (когда клетки чувствуют нехватку еды - каждая клетка организма мобилизуется и самоочищается), организм уже через 3 недели приобретает лёгкость, воспитывается умение воздержания и не поддаваться слабостям, мышление тоже как будто выходит из какого-то плена, сбрасывает балласт, активируется, меняется мировоззрение и мировосприятие, усталость пропадает, лёгкая эйфория. Жёсткую диету надо держать правильно, чтобы не повредить организму. Я бы вообще запретил бы издание Евангелий без пояснений, пока правда еще нет рекомендованной, не готова инфраструктура.