
Приблизительное время чтения: 2 мин.
О домашнем чтении Евангелия на Руси известно немного, но это никогда не было массовым явлением. На протяжении веков российской истории Писание являлось в первую очередь богослужебной книгой, к которой люди относились с огромным пиететом.
Досинодальный период:
богослужение вместо книги
В Древней Руси дома в основном читали жития святых и Псалтырь. Главным источником знания о жизни и слове Христа было православное богослужение.
Интересно, что на службах, кроме Ветхозаветных книг, Евангелия и Апостола, читались жития святых и творения святых отцов (сейчас читается только житие святой Марии Египетской на пятой неделе Великого поста).
Книги переписывались вручную (как правило, в монастырях) и были очень дороги, так что мало кто мог позволить себе их купить.
Показательно, что в «Домострое», важнейшем литературном памятнике XVI века, который описывает бытовую жизнь православного мирянина до мельчайших подробностей, о чтении Священного Писания не сказано ни слова.
Возникновение книгопечатания:
книги для избранных
В 1580 году вышло первое печатное издание славянского Священного Писания — Острожская Библия. Характерно, что это издание появляется в Юго-Западной Руси, где православные, находясь в окружении иных конфессий, раньше и острее почувствовали необходимость хорошо ориентироваться в слове Божием.

Начало Синодального периода:
проповедь Слова
Практически только в начале XVIII века в России открыто ставится вопрос о возможности и полезности самостоятельного чтения Писания мирянами. Значительную роль здесь сыграл святитель Тихон Задонский (1724–1783), в письмах прямо дававший своим корреспондентам советы ежедневно читать Библию. Однако говорить о широком распространении Писания среди мирян в его время не приходится.
Война 1812 года: время миссии
Во всех слоях общества война с Наполеоном воспринимается как война не только за национальные границы и государственность, но и за веру, как противостояние христианского народа нашествию отрекшейся от Христа Европы. Одним из следствий войны является то, что Россия осознает свою ответственность за проповедь слова Божия среди населяющих ее народов. В 1813 году в России открывается Библейское общество, первоначально занимающееся переводом Нового Завета на языки малых народов страны, но уже в 1819 году выходит первое издание Евангелия с параллельным славянским и русским текстом, а в 1823 году первое полное издание Нового Завета на русском языке.
Можно утверждать, что именно с этого времени Евангелие начали широко распространять: появляются даже люди, которые специально его покупают, чтобы раздавать другим. Последовательным сторонником и непосредственным участником перевода Писания на русский язык был святитель Филарет Московский (1782–1867).
Перевод Библии: Евангелие дома
1876 год. Появление первой полной печатной Библии на русском языке (Синодальный перевод). Издание перевода было ориентировано именно на домашнее чтение Писания.
Библейские кружки: читаем вместе
К концу Синодального периода (рубеж XIX–XX вв.) в России изучением Писания с прихожанами занимаются уже многие активные священники, часто поводом для такой работы становится необходимость противостоять сектантам. Кроме того, возникают кружки по изучению Священного Писания в студенческой среде, при православных братствах. Масштаб их влияния оценить сейчас трудно.
Благодарим протоиерея Павла Хондзинского,
доцента кафедры практического богословия ПСТГУ,
за помощь в подготовке материала
Орнамент с сайта orname.ru
Ответственно заявляю, что чтение Евангелий без пояснений (особенно, та самая Детская Библия с картинками) может нанести ребёнку, да и взрослому с недостаточным критическим подходом очень большой вред. Это серьёзнейшее идеологическое оружие и чтобы не стать его жертвой, а приобрести мудрость, необходимо читать его сразу же с правильным толкованием, чтобы не попадать наивным детям в его зомбирующее влияние. В итоге ребёнок приобретает свойство критически мыслить, основы знаний по психологии, по управлению толпой, объединяющим началам, необходимости в нравственности, по психологическим умениям как-то приспосабливаться в жизни, не угнетать себя и не направлять агрессию во внутрь (опять же - благодаря правильным пояснениям), умение принимать реальность, видеть множество оттенков мира вместо того чтобы видеть его черно-белым и т.д. и т.п. А иначе всё будет ровно наоборот при чтении без пояснений, к сожалению. Будет жестокий диссонанс внутреннего мира, созданного книгой и окружающей реальности, живущей по другим законам, это приведёт в тупик и депрессии и тем быстрее, чем люди вокруг душевно уродливее. Человек поверивший в нынешнем сложном обществе превращается в птаху, готовую разбиться о скалы. Пока все пояснения насколько понимаю разрозненные, знания не собраны, нет правильной рекомендованной версии Евангелия с пояснениями, с психологическим фильтром. Ошо кстати просил не верить ему, а доверять, он делал акцент именно на доверии, рационально объяснял многие явления психологии человека. Тут вопрос кстати отношения к авторитетам (дети то думают, что уже 2000 лет прошло и взрослые им подсовывают такие книги - значить, можно верить Иисусу, раз так он в Святой книге говорит). В итоге действительно в результате слепой веры можно завести себя в тупик. Кстати, насчёт поста, полезен не столько пост, сколько жёсткая диета (когда клетки чувствуют нехватку еды - каждая клетка организма мобилизуется и самоочищается), организм уже через 3 недели приобретает лёгкость, воспитывается умение воздержания и не поддаваться слабостям, мышление тоже как будто выходит из какого-то плена, сбрасывает балласт, активируется, меняется мировоззрение и мировосприятие, усталость пропадает, лёгкая эйфория. Жёсткую диету надо держать правильно, чтобы не повредить организму. Я бы вообще запретил бы издание Евангелий без пояснений, пока правда еще нет рекомендованной, не готова инфраструктура.