
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, я очень сильно согрешила и не могу искренне покаяться в содеянных грехах. Мой духовник не принимает мою исповедь и говорит, что нет раскаяния, и не благословляет причащаться. Я очень страдаю и плачу, но не могу покаяться, обижаюсь на людей и священника. Духовник говорит, чтобы я принесла плод покаяния и что у него ко мне пусто, как мне молиться о прощении, сил нет жить без Святого Причастия? Как простить обиду на бывшего мужа?
Светлана
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Светлана, здравствуйте!
Ваш духовник прав, ведь без покаяния мы не можем принять в себя Христа. Понятно, что есть забытые грехи и Господь покрывает нашу забывчивость. Но когда есть грех, в котором мы намеренно не хотим раскаяться, то о каком Причастии может идти речь?
Светлана, вот Вы пишете, что никак не можете простить бывшего супруга. Но что, если именно этого прощения Вам не будет хватать, чтобы попасть в Рай? Ну вот Вы умерли, стоите перед вратами Царствия Небесного, а внутри Вас встречает Ваш бывший муж! И Вы, видя его, не согласны остаться с Господом, а значит, направляетесь прямиком в ад. Неужели это непрощение стоит Вечности? Неужели Вам так хочется тащить эту обиду в сердце и дальше? Сделайте это хотя бы ради себя, скиньте этот непомерный груз, и увидите, насколько Вам станет легче.
Прощение — это тема сложная. Может быть, Вам поможет вот эти тексты:
Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому?
Обида, или Кому и зачем нужно прощение
И еще напомню, что прощение — это не о том, что мы согласились, что человек поступил правильно, нет! Человек может сделать страшное, и мы не можем сказать, что он сделал хорошее. Прощение — это о том, что мы точно уверены и внутри себя знаем, что на Страшном суде, когда Господь будет судить каждого человека, мы лично скажем: «Господи, а вот за это человека Ты не осуди!». Понимаете? Внутренне мы не согласны с поступком, но мы за то, чтобы человека за него не судить и не просить для него за это наказания. Господь Сам решит, как быть, но в нас этого желания наказать и осудить быть не должно? При этом мы можем нейтрально с человеком не общаться, не иметь общих дел и так далее, но внутри у нас обиды и желания осудить нет.
И если Вам совсем сложно справиться с обидой самой (хотя, надеюсь, что тексты Вам помогут), я бы советовал пойти к психологу, можно православному, и с обидой разобраться. Это очень поможет Вам жить и избавить от большой тяжести на сердце.
Помоги Вам Господь!
Светлана, а может быть, Вам попробовать к другому священнику обратиться - хотя бы побеседовать. Бывает, что беседа в таком ключе проходит, что Вы сами приходите к осознанию прощению, а потом и к раскаянию. Обида не нужна в первую очередь Вам самой, она мешает Вам на своей душе сфокусироваться, на своем спокойствии..получается,Вы все время во-вне смотрите - на быв.мужа,на священника.. Найдите того, с кем общаясь, Вы сможете успоиться в сердце. А потом уже и покаетесь. Но просто не ставьте сразу трудновыполнимую задачу - через терниии к звездам. Не все имеют силу Христа внутри, и мне кажется, ничего плохого нет в постепенности и бережном к себе отношении.. Может, просто, как ребенок, прийти и сказать - я обижаюсь, во мне страсти, хочу покаяться и не могу - просто рассказать. Тому, кто это спокойно выслушает и не осудит или до чего-то важного не допустит.. Не исключайте для себя возможность для начала просто поговорить, может, и не один раз. Надеюсь, у Вас всё сложится самым светлым образом.
Как священник определил, что Светлана не кается? Что значит - не принимает исповедь? А если Светлана не сможет покаяться как хочет священник 10 лет или 20, она без Причастия будет жить все эти годы? Странная ситуация
Я о том, что священник - не вахтер и не шлагбаум. Наверное, он все-таки помощник человеку, может что-то посоветовать как бороться. Помолиться вместе.
Конечно, на месте виднее. Ни в коем случае не говорю что священник не прав. Но очень женщину жаль. Очень. Больно, страдает, еще и утешиться причастием не может. Мне было невыносимо больно после развода, очень больно за ребенка. Я говорила своему батюшке на исповеди, он разрешал причащаться, советовал больше молиться, сам часто после службы говорил на проповеди как важно прощение. Это меня подтолкнуло больше времени душе уделять, усерднее молиться. Потихоньку отпустило.
Есть случаи когда сама РПЦ не прощала, не вступалась за согрешивших на суде, а наоборот - осуждала. И именно Патриарх объяснял на проповеди, что если человек сам не просит прощения, не раскаивается - то о каком прощении идет речь?
Почему же в это случае так?
И как же человек без причастия? Возможно, именно причастие ее поддержит, поможет справиться со грехом? И что значит в данном конкретном случае грех - " я всеми силами стараюсь, но у меня не получается, помоги мне Господи!" или " ну раз не получается - то и причастия не заслужила"? А кто из нас тогда заслужил? Мы ежедневно совершаем множество грехов, и в тот момент, когда совершаем - понимаем, что это нехорошо (хотя бы осуждение), иногда на исповеди забываем. А здесь человек искренне кается...
ОПУБЛИКУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Вы снова начали блокировать мои комментарии.
"И если Вам совсем сложно справиться с обидой самой (хотя, надеюсь, что тексты Вам помогут), я бы советовал пойти к психологу, можно православному, и с обидой разобраться".
Если человек психологически не имеет сил простить, в чем его вина? И если не просто обидели, а нанесли психотравму - как простить? Для этого недостаточно просто желания и усилия воли. Это как требовать полюбить, иначе в ад пойдешь. Не бывает любви из-под палки. Если батюшка советует идти к психологу за помощью для прощения, то тем самым он признает, что сама женщина не справится, что это выше ее сил. Ведь Светлана сама пишет, что не не хочет, а именно не может простить. Мы же не знаем, какую рану ей нанес быаший муж.
И непонятно, какой именно плод покаяния требовал от нее священник. И что значит "у него к ней пусто"? Это как?
Никто не блокирует Ваши комментарии, Наталья.
Прощают тех, кто просит прощения. Муж не просил, и в рай прежде супруги он не попадёт.
Батюшка, это значит вас по настоящему не обижали, раз вы все поостили
"И если Вам совсем сложно справиться с обидой самой (хотя, надеюсь, что тексты Вам помогут), я бы советовал пойти к психологу, можно православному, и с обидой разобраться".
Если человек психологически не имеет сил простить, в чем его вина? И если не просто обидели, а нанесли психотравму - как простить? Для этого недостаточно просто желания и усилия воли. Это как требовать полюбить, иначе в ад пойдешь. Не бывает любви из-под палки. Если батюшка советует идти к психологу за помощью для прощения, то тем самым он признает, что сама женщина не справится, что это выше ее сил. Ведь Светлана сама пишет, что не не хочет, а именно не может простить. Мы же не знаем, какую рану ей нанес быаший муж.
И непонятно, какой именно плод покаяния требовал от нее священник. И что значит "у него к ней пусто"? Это как?