Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я работаю в школе уже 10 лет, но так и не научилась быть классным руководителем. Я всегда сталкиваюсь с проблемой, что меня не принимает класс. Это выражается в том, что дети могут грубить, вести себя неуважительно, игнорировать меня и мои требования. Я чувствую это неприятие и поэтому, вместо активной работы с классом, избегаю детей. При этом я вижу, что дети хорошо принимают и слушают других учителей и не только учителей. Например, к нам приходила хореограф ставить танец, и они с ней прекрасно общались, не так, как со мной. В прошлом классе, где я была руководителем, была та же проблема. Уже при приближении сентября у меня возникло неприятное ощущение, что снова столкнусь с неприятием. Есть желание отказаться от классного руководства. Можно ли мне это как-то исправить?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая читательница, в любой, абсолютно в любой сложной ситуации наш главный инструмент — это молитва к Богу, Матери Божией и святым. Ситуация Ваша понятна, думаю, есть и профессиональные способы ее разрешения, но, так как Вы, обращаетесь к священнику, человек верующий, возможно, и воцерковленный, то каждый раз, когда возникает конфликт, или затруднение, или мысль о том, что не справитесь, нужно мысленно, в сердце, если нет возможности вслух, возопить к Богу о помощи: «Господи, помилуй! Господи, помоги!». Просите Бога своими словами, можно формулировать просьбу очень конкретно: «Господи, боюсь входить в класс, не знаю, как быть, как справиться, страшно, неприятно, вспоминается неудачный опыт, руки опускаются…» И так далее. Господь слышит все Ваши молитвы, знает каждый вздох, видит все слезы. В критических ситуациях Он поддержит и подаст силы на то, чтобы справиться.
Мы знаем также, что нет креста не по силам. То есть испытания, сложности, трудности, с которыми приходится сталкиваться в частной жизни и в работе, преодолимы. Бывают критические ситуации, когда, как кажется, выхода нет (но он все равно потом находится, с Божией помощью), а уж ситуации штатные тем более не стоит воспринимать как тупик. Так что Вы, молясь Богу, верьте, пожалуйста, в себя, свои силы и способности. Вы сможете справиться, но нужно поискать способы, как это сделать, подумать, может быть, о том, чтобы увидеть ситуации с нового ракурса.
Когда-то Вы выбрали благородную профессию школьного учителя, у этого выбора были основания, Вы хотели эту профессию и решили, что она подходит Вам больше остальных. За несколько лет работы в школе Вы никуда не ушли. Значит, нужно подумать, как справиться. Давайте попробуем наметить, что бы могло Вам помочь.
Во-первых, хочу спросить, как Вы преподаете. Классное руководство для Вас связано с проблемами. А само преподавание? Ведь как-то же Вам удается держать класс на уроках, верно? Точно так же Вам нужно держаться, когда Вы проводите в своем классе собрания, мероприятия и так далее. Только на уроке Вы материал даете, а здесь занимаетесь организационной работой.
Позволю себе напомнить, что дети, подростки практически всегда, как Вы знаете, как бы пробуют нового педагога на зуб, проверяют границы — что можно, что нет, какой человек перед ними. Ваша задача — продержаться, собрав внутри себя всю молитву, всю любовь к детям и всю свою силу. Постоянно держите в голове, что школьники Вас проверяют, это продлится некоторое время и нужно выдержать, не отступая от своей линии.
Могу предположить, что Ваши сложности связаны с Вашим внутренним состоянием. Нужно наедине с собой, а может быть, с психологом подумать, что внутри Вас необходимо укрепить и усилить, чтобы руководство коллективом подростков не было таким мучительным. Может быть, Вы боитесь не понравиться. Возможно, на каком-то базовом уровне у Вас есть тяжелый опыт, когда Вас не принимали близкие люди, и от этого развилась потребность не просто делать то, что нужно, а мучительно, отчаянно, сверхсильно ждать одобрения и принятия. Если так, внутренне Вы заведомо оказываетесь перед своими учениками в более зависимой и слабой позиции, они легко продавливают Ваши границы, потому что Вы как бы уже отдали им руководящую позицию, потому что не столько ведете их за собой, сколько ждете их отклика и принятия. Возможно, именно в Вашей ситуации работают какие-то иные механизмы — все это нужно проанализировать, разобрать и понять, с чем конкретно работать. Далее Вы, как человек вдумчивый, опытный в педагогической работе и внимательный к людям к себе, сможете с этим потихонечку справиться. И классное руководство, с Божие помощью, будет для Вас не тягостной повинностью, а интересным и полезным опытом на пути обретения себя настоящей.
Может быть, Вам поможет опыт других классных руководителей. Почитайте в сети рассказы коллег, поговорите, с кем можно без ущерба для Вашей профессиональной репутации, о том, как им удается справляться с непростыми классами, какие бывали сложные ситуации, конфликты, как коллеги с честью справлялись с ними и из-за чего у них возникали провалы и неудачи. Многие ситуации типовые, возможно, Вам будет полезно опереться о чужой опыт. Думаю, может быть небесполезно посмотреть литературу по психологии руководства коллективом, по возрастной психологии, психологии подростков. Все эти знания, которые Вы со временем наберете, также будут помогать Вам понимать внутренние механизмы развития тех или иных конфликтов. Зная их, Вы будете видеть, что конкретно подправить. И каждую ситуацию постарайтесь воспринимать не на эмоциях, а, помолившись, холодно, очень рационально анализировать, как эта ситуация устроена, какие психологические механизмы в ней задействованы, что является ее главной движущей силой. Понимая природу конфликта, Вы сможете понять, что делать.
Помоги Вам Господь!