Если бы у расслабленного из евангельского рассказа не было бы друзей, вероломно рушащих жилище Симона, чтобы опустить нуждающегося к ногам Спасителя, то, помимо прочего, мы бы никогда о нем не узнали.
Неузнанным, или даже неопознанным — ходячим (иногда танцующим, неказистым, напряженным) объектом дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) бывают довольно часто.
И сегодня наш рассказ о работе первой в Петербурге инклюзивной фотомастерской для ребят с РАС «АУТ-ФО».
Автор курса и преподаватель — фотограф Алексей Сивков. Программа разработана при участии консультанта по прикладному анализу поведения Центра инклюзии и социальных проектов «1 ИЮНЯ» Елены Охонской. Работу нейротипичных сверстников курирует фотограф Анна Плюснина.
Автор текста Иветта Меликян занимается в мастерской «АУТ-ФО», учится в СПБДА на Иконописном отделении и постигает фотографию в студии при Дворце учащейся молодежи.
Это первый опыт. И он не про то, как «нажимать на кнопку». Вместе мы учимся рассматривать мир, обнаруживать эмоции, пробуем наблюдать, замечать обыденное, работая в партнерстве, и передавать это на визуальном языке фотографии.
По пятницам в «Маяковку на Гражданке» я иду именно для этого — узнать и быть узнанным, «сносить крыши» или, как сказал Антон, «дружить дружбу». Инклюзивная фотомастерская располагается в гостеприимном помещении юношеской библиотеки, где (о чудо!) есть все необходимое: фотобумага, принтер, белая стена, прожекторы, смех и настоящие люди. Языком эсперанто, уравнивающим наши возможности общения, становится фотография — объектив, направленный на то, что интересно и мне и моему новому другу с аутизмом.
Когда первый раз находишься в близком контакте с «особым» ребенком, понимаешь, что ваши страхи взаимны. Ты для него такой же незнакомый, неожиданный и «странный».
Здесь вообще очень подходит вот это, давно забытое, понятие про соучастие, про «при-ру-чить». Причем работает эта формула и в ту, и в другую сторону. Мы все «приручаемся», оттаиваем, становимся настоящими.
Когда Маленький Принц просит Лиса поиграть с ним, потому что ему грустно, Лис отвечает: «Не могу я с тобой играть — я не приручен».
Узы создаются не сразу.
Дети и подростки с РАС учат честности, зачастую они с чем-то не согласны или не хотят заниматься и снимать, спорят, переживают. Порой агрессия, направленная на тебя, — это прежде всего защита от мира, это раздражение от невозможности быть понятым и услышанным сразу.
Лично для меня одним из доказательств того, что все наши занятия проходят не зря, был Виталик, с которым мы «говорили молча» и никак не могли создать эти самые узы. Виталик, по силе внутренней драмы, — байроновский герой. Он отвергает бутафорский красный чайник для съемки, целых пять раз произносит «нет» и четырежды отворачивается.
И всего лишь один раз — переломный и знаковый — идет со мной искать на фотографии силуэт. С этого момента, я чувствую это, он как бы больше мне доверяет, мысленно произнося: «Эй, да с тобой можно делать бизнес!» С каждым следующим шагом наша «стыковка» с его «партизанским кораблем» становится успешнее и увереннее, а однажды мы даже начинаем танцевать. Руками.
Это было вчера. Вчера мы с Виталиком и Аней танцевали руками.
Руки — часть тела на грани бытия/небытия, почти миф. Когда мы были маленькими, мир людей был миром рук (они тянулись к тебе, поддерживали). Это потом мы разглядим локти, предплечья и даже головы.
Руки — благословляют, обнимают, перстами указывают, в Греции был Хирон, в Спарте голосовали поднятием рук. Хиротония — благодать через возложение рук...
Говорят, руки исцеляют (погладить, поддержать), еще есть «он моя правая рука» , можно быть «нечистым на руку», а можно «руки умыть»...
Можно положить руки на стол и показать безоружность, руки за спину — и ты подозрителен. Руками можно закрыть глаза, если страшно, рукой можно осудить, схватившись за камень.
Руки отрубали за воровство, руки — дар речи, если ты нем и глух, а еще слово «вручение»...
Рост равен расстоянию между кончиками пальцев распростертых рук, а еще «если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих» (Сир 5:14).
А еще Фома уверовал известным образом, а еще строка «возьмемся за руки, друзья, возьмёмся за руки, ей-Богу!», как сила (а ещё, а ещё, а ещё — анафора, если вдруг). И перст указующий...
Руку еще можно на кого-то поднять, но не стоит. Лучше руками танцевать, лучше за руками следить, как дамы из прошлого, скрывающие свой возраст за вуалью длинных перчаток.
Люблю музеи, но не люблю надпись «руками не трогать». Дед говорил, что руки его больше не слушаются. Иногда руки — плети, иногда руки опускаются, но лучше танцевать, танцевать, танцевать руками.
Фотомастерская Аут-ФО ВКонтакте
Фото: Елизавета Конина, Мария Мастерова, Анна Плюснина, Всеволод Емелин, Алексей Сивков.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов