
Вопрос читателя:
Мы с женой делали ЭКО. Родилась дочь. Два эмбриона были заморожены. Но жена больше не может выносить детей. И что делать? Убить их? Или отдать чужим людям? Мы с женой приняли решение о суррогатном материнстве. Это решение далось нелегко. Мы покаемся, только скажите в чем, объясните. В чем наша вина перед Богом?
Тимофей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Тимофей!
Если в результате ЭКО все успешно зачатые эмбрионы были сохранены (знаете, ведь врачи ещё и отбирают те эмбрионы, которые имеют, по их мнению, разные отклонения и затем убивают этих младенцев), если вы сможете тем или иным образом дать жизнь каждому из своих зачатых детей, если, при необходимости и возможности (в случае донорства это невозможно) вы каждому ребенку обеспечите достаточный уровень жизни и образования, то в ситуации, когда мама сама никаким образом не может выносить ребенка, следует искать возможность дать жизнь уже зачатым детям.
Да, есть определенное отношение Церкви к суррогатному материнству Главная причина, по какой Церковь критически относится к суррогатному материнству — то, что оно «травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» (см. здесь).
Но если стоит вопрос о том, что выбор между дарованием жизни ребенку и его убийством, то несомненно, что следует избирать жизнь. Вы спрашиваете, в чём следует покаяться Вам и Вашей супруге? Лично я вижу грех в том, что вы, не прислушавшись к мнению Церкви, решили одну проблему и одновременно породили другую, может быть, даже более серьезную. Но степень вашей ответственности и степень греховности определять не мне. Пойдите на исповедь и там уже в личной беседе с вами священник сможет понять мотивы ваших решений и дать более адресный совет, как поступать дальше.
В любом случае я очень рад, что Вы с супругой приняли правильное решение — сохранить жизнь своих детей. Уже это одно вызывает у меня искренее к вам уважение!
Совесть дана нам нашим Создателем, надо только спросить её, в чем именно греховно использование тела образа Божия в качестве машины для производства младенцев и не лицемерить перед самим собой, задавая этот вопрос третьему лицу. Что касается научной стороны вопроса - как когда-то написал один человек комментарий к светской статье на эту тему - если бы наши женщины действительнл бы внимали учебному материалу на уроках естествознания в школах, а не в носу ковыряли бы на уроках, то ни одна из них никогда бы не согласилась по доброй воле или за любые деньги стать суррогатной матерью. Добавлю от себя - и родителем суррогатных младенцев.