Вопрос читателя:
Батюшка, является ли служба Великой Субботы уже пасхальной? Евангелие, читаемое на службе, и вынос иконы Воскресения Христова. Или это еще предпасхальная служба?
Людмила
Ответ священника:
Дорогая Людмила, пасхальное богослужение — то, которое мы совершаем на Пасху, и все же до ночного крестного хода мы не приветствуем друг друга радостным возгласом «Христос воскресе!» и не поем тропарь Святой Пасхи. Так что богослужение Великой субботы — не пасхальное, а предпасхальное.
Вы правы в том, что оно совершенно иное по настроению, чем службы Великого Четверга и Великой Пятницы, но основной акцент в этот день — пока еще не на Воскресении Христа, а на Его сошествии во ад.
Как мы писали в одном из материалов, посвященных богослужениям этого дня, «Великая суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). Во время богослужения черные постные облачения под ликующие песнопения меняются на белые». Но это еще не сама Пасха, а ее ожидание.
После чтения Апостола вместо привычного «Аллилуйя» поется стих из 81-го псалма «Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех». Именно в это время, как правило, происходит смена облачений. А вместо «Достойно есть» в конце Евхаристического канона поется задостойник (песнопение в честь Божией Матери, которое исполняется на литургии вместо «Достойно есть»), текст которого написан как бы от Лица Самого Христа, утешающего скорбящую Божию Матерь известием о Своем грядущем Воскресении: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала́ еси́ Сына. Востану бо и прославлюся, и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». (Не рыдай обо Мне, Матерь, видя во гробе Сына, которого зачала Ты во чреве безсеменно; ибо Я востану и прославлюсь и, как Бог, вознесу во славе непрестанно с верою и любовью величающих Тебя).
Как видите, одно из основных песнопений праздника — все еще не о Воскресении, а о том, что оно еще только будет, но будет непременно.
Храни Господь!