Вся история христианской Церкви — это история попыток ее уничтожить. И необъяснимый с точки зрения здравого смысла провал религиозной политики Рима, могущественной сверхдержавы, перемоловшей сотни народов и племен, — один из величайших исторических уроков. Почему раз за разом гонения на христиан приводили к результатам, противоположным тем, на которые рассчитывали гонители?

«Церковь не в бревнах, а в ребрах»

Страшный террор, развернутый против христиан в начале IV века в Римской империи, начался в Никомидии с разрушения христианского храма. 23 февраля 303 года, в праздник в честь бога Термина, устанавливающего и охраняющего, как верили язычники, границы, префект Никомидии в сопровождении нескольких чиновников и вооруженного отряда вошел в церковь и приказал изъять и сжечь священные книги, а сам храм снести. А на следующий день, по свидетельству историка Евсевия Кесарийского, «повсюду был развешан императорский указ, повелевший разрушать церкви до основания, а Писание сжигать и объявлявший людей, державшихся христианства, лишенными почетных должностей; домашняя же прислуга лишалась свободы».

Так начиналось Великое гонение, инициированное императором Диоклетианом. Впрочем, до сожжения живьем десятков тысяч христиан дошло далеко не сразу.

«Я по натуре добряк, умница и вдруг такого натворю…»

Что вообще происходило в Римской империи во второй половине III — начале IV века?

В третьем веке ее постиг жесточайший кризис. Особенно страшной была ситуация на границах: с севера наседали германцы, с востока персы, и, чтобы их отразить, нужно было сконцентрировать все свои силы. И тут христиане были полностью на стороне римской власти: империя, даже языческая, — это те внешние рамки, в которых не только возникла, но и продолжала существовать более или менее нормально в перерывах между гонениями христианская Церковь. И гибель империи легко могла стать гибелью не только культуры, но и самой Церкви.

«Из храма никто не вышел. И тогда его подожгли» — как в Никомидии проходили массовые убийства христиан

Но вот эта самая империя, чтобы защититься от врагов, превращается в тоталитарное государство, стремящееся контролировать всю жизнь общества. И естественно, усилила идеологический диктат, навязывая единую языческую религию всем слоям населения.

До этого император Диоклетиан, стоявший во главе империи с 284 года, без малого двадцать лет почти не трогал христиан: мученичество засвидетельствовано только среди воинов, которые отказывались приносить положенные жертвы богам — а за это, как за невыполнение приказа, в римской армии казнили.

Христиане чувствовали себя при нем абсолютно спокойно, большой христианский храм возвышался даже напротив императорского дворца в Никомидии. И вот под самый конец своего царствования, в 303 году, Диоклетиан начал гонения на христиан.

Афины в Вифании

Но почему самые массовые репрессии отмечены именно в Никомидии? И что это за город, где в те времена в одном соборе могло оказаться столько христиан?

Никомидия была любимым местом пребывания римских полководцев и императоров во время их походов на Восток. В 286 году, когда Диоклетиан ввел в империи тетрархию (четверовластие), он сделал Никомидию восточной столицей Римской империи. А после того как Константин Великий в 324 году разбил Лициния, она еще 6 лет была фактической столицей империи, пока Константин не провозгласил Византий «Новым Римом».

Впрочем, расположенная на пути из Малой Азии на Балканы, Никомидия оставалась крупным торговым и ремесленным центром и сохранила свое значение даже после переноса столицы в Константинополь. А еще в ней было много храмов и дворцов, ее называли «Афинами в Вифинии», и более 100 христианских святых именуются «Никомидийскими».

Деревенщина на троне

Вину в убийстве 20000 христиан Никомидии историки Церкви возлагают на его соправителя, императора Марка Аврелия Валерия Максимиана Геркулия. Что мы о нем знаем? Как он стал императором?

«Из храма никто не вышел. И тогда его подожгли» — как в Никомидии проходили массовые убийства христиан
Император Максимиан

Как ни шокирующе это звучит, родился Максимиан в деревне, в провинции Паннония в центре Европы, в семье поденщика и, по свидетельству современников, был туповат, необуздан, жесток, сластолюбив и склонен к коварству. Но воином был отличным.

В 285 году император Диоклетиан поручил ему разобраться с разбойниками-багаудами — крестьянами, взбунтовавшимися в Галлии. Они были настоящим бедствием для римлян, даже пытались штурмовать города. Это сегодня о них судят по мультяшным Астериксу и Обеликсу, а тогда наделенный неограниченными полномочиями Максимиан повел против подобных милых персонажей настоящую войну, частью рассеял, частью захватил в плен и в результате всех усмирил.

После этого Диоклетиан сделал его своим соправителем, но в 305 году, когда решил отойти от дел, уговорил последовать его примеру, и Максимиан, хоть и с большой неохотой, в один день с Диоклетианом сложил с себя знаки императорского достоинства. Но, как показали дальнейшие события, ждал только повода, чтобы вернуть себе власть.

«Кровь мучеников — семя Церкви»

А пока этого не произошло, в 304 году, в самый разгар гонений, Максимиан, вернувшись в Никомидию из победоносного похода против эфиопов, повелел собрать всех жителей, чтобы они воздали хвалу римским богам. Казнив несколько отказавшихся христиан, чье положение при дворе делало их особенно опасными, он разослал слуг по городским кварталам для облавы на инакомыслящих. С каждым днем число мучеников росло.

А в преддверии праздника Рождества Христова Максимиану донесли, что местный епископ Анфим собирает всю паству в городском соборе. И правитель, воспользовавшись этим, приказал воинам окружить храм, обложить его со всех сторон дровами и хворостом, а перед входом поставить языческий жертвенник. После чего глашатаи объявили молившимся в церкви, что те, кто желают спасти свою жизнь, могут выйти, принеся жертву богам. Но таких не нашлось. Тогда храм подожгли…

По преданию, когда в Никомидийском императорском дворце случился пожар, христиан тут же обвинили в поджоге, вот Максимиан и велел сжечь их заживо вместе с их церковью.

На территориях, подконтрольных Максимиану, гонения на христиан вообще были особенно жестокими. Его современник писатель Лактанций утверждает, что человек он был «от природы жесткий», склонный доводить меры Диоклетиана до крайних пределов.

«Из храма никто не вышел. И тогда его подожгли» — как в Никомидии проходили массовые убийства христиан

В самый разгар этих гонений Диоклетиан, как уже упоминалось, неожиданно отрекся от власти. И государственная система, которую он так тщательно создавал, рухнула. Начались гражданские распри, растянувшиеся на два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, не признававших друг друга. Остановить распространение Церкви, которая виделась им недугом, смертельно опасным для общественного блага, они так и не смогли.

Впрочем, для христиан в этом ничего удивительного нет — это всего лишь исполнение обетования Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

3
6
Сохранить
Поделиться: