Несмотря на всю свою сложность и противоречивость, авангардное искусство ХХ века по духу было религиозным, считает культуролог и искусствовед Ирина Языкова.

В интервью «Фоме» Ирина Языкова отметила, что «вопрос о том, были ли авангардисты верующими или нет, второстепенен».

- Важнее то, что общий порыв авангарда был по духу религиозным. Он был пропитан отчетливым религиозным пафосом, собственно говоря, как и любое революционное движение, - добавила она.

По словам искусствоведа, на это указывал и Николай Бердяев в книге «Религиозные истоки русского коммунизма».

- Философ, в частности, отмечал, что русский человек даже через богоборчество приходит к богоискательству. И эта мысль Бердяева, мне кажется, многое объясняет в самом авангарде, - заметила Ирина Языкова.

Как считает культуролог, религиозный дух или, как минимум влияние определенных христианских идей и сюжетов, просматривается в творчестве Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха и даже Казимира Малевича.

Обращение же авангардистов в той или иной мере к христианским идеям и сюжетам, по мнению Ирины Языковой, связано «с теми реалиями, в которых они формировались».

- Русские авангардисты во многом были воспитаны внутри христианской культуры, и это предопределило их обращение к ее основным темам. Кроме того, христианское искусство само по себе очень сильное. Авангардисты чувствовали это, - отметила искусствовед.

Читайте также:

Русский авангард: богоборчество или богоискательство?

Чем закончилось купание красного коня?

Созерцая «Троицу»

 

Кузьма Петров-Водкин, "1918 год в Петрограде" (фрагмент), 1920 год

0
0
Сохранить
Поделиться: