Несмотря на всю свою сложность и противоречивость, авангардное искусство ХХ века по духу было религиозным, считает культуролог и искусствовед Ирина Языкова.
В интервью «Фоме» Ирина Языкова отметила, что «вопрос о том, были ли авангардисты верующими или нет, второстепенен».
- Важнее то, что общий порыв авангарда был по духу религиозным. Он был пропитан отчетливым религиозным пафосом, собственно говоря, как и любое революционное движение, - добавила она.
По словам искусствоведа, на это указывал и Николай Бердяев в книге «Религиозные истоки русского коммунизма».
- Философ, в частности, отмечал, что русский человек даже через богоборчество приходит к богоискательству. И эта мысль Бердяева, мне кажется, многое объясняет в самом авангарде, - заметила Ирина Языкова.
Как считает культуролог, религиозный дух или, как минимум влияние определенных христианских идей и сюжетов, просматривается в творчестве Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха и даже Казимира Малевича.
Обращение же авангардистов в той или иной мере к христианским идеям и сюжетам, по мнению Ирины Языковой, связано «с теми реалиями, в которых они формировались».
- Русские авангардисты во многом были воспитаны внутри христианской культуры, и это предопределило их обращение к ее основным темам. Кроме того, христианское искусство само по себе очень сильное. Авангардисты чувствовали это, - отметила искусствовед.
Читайте также:
Русский авангард: богоборчество или богоискательство?
Чем закончилось купание красного коня?
Созерцая «Троицу»
Кузьма Петров-Водкин, "1918 год в Петрограде" (фрагмент), 1920 год