Среди скандальных историй из книги Бытия самая длинная и подробная – о том, как юного Иосифа (сына Иакова-Израиля, внука Исаака и правнука Авраама) продали в рабство его родные братья и о том, как он их потом простил. Первую часть этой истории, о предательстве братьев, о страданиях и верности юного Иосифа, обычно помнят гораздо лучше, чем вторую. Еще бы, ведь она такая яркая! Кратко напомню ее: Иосиф был любимым сыном отца, братья ему завидовали, и вот однажды, когда все они были в поле, далеко от дома, братья решили расправиться с ним. Сначала хотели убить, а потом продали проходящим мимо купцам. Отцу же сказали, что Иосифа растерзал дикий зверь.
Так Иосиф оказался в Египте, в рабстве, где его ждали новые испытания: домогательства жены хозяина, которые он отверг, и незаслуженное заключение в тюрьму. Во всех этих бедах он оставался верен Богу, и после испытаний не только вышел из тюрьмы, но и стал, по сути, вторым человеком в государстве после фараона.
И вот наступили голодные годы. Египет в те времена славился своими плодородными полями на берегах Нила, так что однажды именно в Египет пришли покупать хлеб для своих близких какие-то люди из Палестины, в которых Иосиф узнал своих братьев. Разумеется, они и подумать не могли, что этот блистательный вельможа – тот самый паренек, которого они когда-то продали в рабство…
А вот здесь остановимся подробнее. Казалось бы, час расплаты настал. Предавшие Иосифа братья были полностью в его власти, теперь от него зависело – казнить их или простить, оставить голодными или спасти от гибели. Наказал бы их я на месте Иосифа или простил, открылся бы им сразу или немного поиграл бы в кошки-мышки?
Для Иосифа эти люди прежде всего были его родными братьями, и никакой грех не отменял этого родства. Наказывать их Иосиф не собирался, но и прощать не торопился. Теперь это был уже не наивный юноша, который напоказ выставлял особое отношение отца – это был опытный царедворец, прошедший через бедствия и успех и знавший цену людским словам и поступкам. Что толку было спрашивать их: «раскаиваетесь?» Конечно, когда они в его власти, когда им нужен хлеб – они скажут, что угодно. А как поступят они на деле, если снова окажутся в подобной ситуации? Он решил проверить.
Дело в том, что среди продавших его братьев не было самого младшего – Вениамина, который тогда был еще совсем маленьким. Не пошел он с братьями и на этот раз, видимо, остался дома, с отцом. Наверное, теперь он стал любимчиком, которому все завидуют. История повторяется?
Для начала Иосиф объявил братьям, что подозревает в них шпионов. Если они честные люди, пусть подробно расскажут о своей семье. И они рассказали: и про отца, и про Вениамина, и про исчезнувшего Иосифа… Тогда так и не узнанный Иосиф через переводчика дал им такое приказание: «Один из вас останется здесь, а вы пойдите и приведите ко мне младшего брата. Если вы говорите правду, я отпущу всех». Дескать, таким образом они докажут, что сказали правду, что на самом деле не шпионы.
«Это наказание за то, что мы сделали с Иосифом!» – стали говорить друг другу по-еврейски братья. Они же не подозревали, что грозный вельможа сам говорит на их языке! Иосифу пришлось выйти из комнаты, чтобы унять нахлынувшие слезы. По крайней мере они помнят, они признают свой грех… Но как же они поступят теперь? Оставят ли одного под стражей ради собственного спокойствия, или вернутся за ним? Он снова вошел в зал и приказал взять под стражу одного из братьев – Симеона.
Изумленные братья вернулись домой и все рассказали отцу. Сначала он никак не хотел отпускать своего любимца Вениамина в Египет: Иосиф погиб, Симеон в плену, а если еще с Вениамином что-нибудь случиться… Но голод становился все сильнее, и у семьи просто не оставалось другого выхода, кроме как покупать зерно в Египте. Братья снова отправились в путь, захватив с собой Вениамина и богатые дары для странного египтянина. Им оставалось только положиться на его милость, довериться его слову.
Но тот не торопился раскрыть свой секрет, продолжая испытывать братьев. Когда они пришли, он усадил их за стол, отдельно от себя, и посылал со своего стола кушанья, причем «доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них». Полюбуйтесь-ка на этого любимчика, – словно говорил он братьям.
Но и этого было мало. Он отпустил всех домой, а сам велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу. «Кражу» обнаружили, братьев догнали, обыскали, чашу нашли… Приговор Иосифа был суров: «тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему».
Остановимся и здесь на минутку и представим себя на месте братьев. Легче всего было бы согласиться со «справедливым» приговором. Вениамин остался бы жить с Иосифом в Египте, наверняка старший брат рассказал бы ему все и позаботился бы о нем. Остальные мирно вернулись бы домой. Никто бы не пострадал… кроме безутешного отца и семейного мира. Словом, Иосиф дал братьям выбор: уйти восвояси, предав брата, или решить ту же задачу по-новому, найти лучший ответ. И тогда слово взял Иуда: «Пусть я останусь твоим рабом, а отрок пусть идет с братьями своими. Как пойду я к отцу, когда отрока не будет со мною?»
Теперь, когда братья доказали на деле, что уже не бросят брата в беде, Иосифу незачем было испытывать их дальше. Отослав прочь всех египтян, он зарыдал и сказал ошеломленным братьям слова, которые, наверно, мало кто мог бы сказать обидчикам: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня владыкою во всей земле Египетской».
Наверное, он мог бы прочитать своим братьям целую лекцию о том, что такое хорошо и что такое плохо, и им оставалось бы только сокрушенно молчать или униженно просить прощения. Но он уже их простил – простил, потому что испытал и увидел перемену в их сердце, а не пустые извинения. Вместо нравоучений он сообщил им нечто гораздо более важное: Бог не забывает о нас, даже когда мы забываем о Нем.
Да, было совершено страшное предательство, но Бог устроил все так, что теперь Иосиф сможет спасти всю свою семью от голода. Наверное, если бы братья не совершили того греха, Бог все равно нашел бы способ устроить это спасение, наверное, путь к нему был бы намного короче и безболезненней. Но мир в любом случае лежит у Него на ладони и даже наше зло Он может переплавить во благо, если только мы доверимся Ему. Так оно и вышло: Иаков со всем своим семейством переселился в Египет и обнял Иосифа, которого уже не чаял увидеть. Мир в семье был восстановлен.
Сегодня часто можно услышать о «жестоком ветхозаветном» отношении ко греху и грешнику, которого необходимо покарать. Но здесь, в самой первой книге Ветхого Завета, рассказана удивительная история о прощении, которое в то же время не имело ничего общего с безразличием ко греху, с попустительством. Во-первых, Иосиф отказался мстить за себя, отказался даже от обличения согрешивших против него братьев. У него не было к ним никаких претензий, счетов и так далее. Вместо этого он провел их через испытание и убедился, что состоялось подлинное покаяние: они осознали, что поступили дурно, и в следующей подобной ситуации готовы были поступить иначе.
Наказывать их или прощать – это Иосиф предоставил Богу. Ему было важно другое: вернуть братьев.