Почему символ Лондона называется «Биг-беном»? Почему митрополит Петроградский Вениамин получил прозвище «наш батюшка»? Обо всем этом рассказывает новая статья в рубрике значение имени.

Значение имени Вениамин

Имя Вениамин «בִּנְיָמִן» по происхождению древнееврейское. Оно встречается в Ветхом Завете в книге Бытия. Вениамином звали родоначальника одного из двенадцати колен израилевых, младшего сына Иосифа и Рахили. Вопреки воле умирающей Рахили, которая назвала рожденного в муках младенца Бенони («сын скорбей»), Иаков дал ему другое имя - Вениамин. Буквально оно переводится как «сын правой руки», «сын десницы», в переносном смысле ближе значение «сын счастья», «сын моей старости», «любимейший». Имя Вениамин в России не пользовалось популярностью. За ним закрепилось значение церковного, монашеского имени. Это косвенно подтверждают статистические данные. Хотя имя Вениамин и входило в сотню самых популярных в стране имен, на протяжении почти всего XX века, как утверждают исследователи, оно не покидало восемьдесят девятого места в списке. В 1931 году специалисты зафиксировали пик популярности имени, но и тогда на 10000 новорожденных с именем Вениамин приходилось не более восьми. Совсем другое дело Европа и Америка, где имя Вениамини (Бенджамин) пользуется популярностью по сей день.

В Германии Бенжамин распространено в сокращенной форме — Бен. Оно часто является первым из двух имен, которые дают мальчикам (например, Бен Лука) и самым популярным на сегодня именем в Германии. В Англии и США имя Бенжамин не покидает двадцатку самых популярных имен больше, чем целое столетие.

Биг-Бен — история имени

Фото: http://ru.wikipedia.org/
Фото: http://ru.wikipedia.org/

Даже открыточный символ Лондона, часовая башня с колоколом в 14,5 тонн зовется Биг-Бен. Согласно легенде, английские парламентарии очень серьезно подошли к вопросу имени грандиозного колокола, которому предстояло каждую четверть часа оглашать боем столицу. Особая парламентская сессия, на которой развернулись не шуточные дебаты, была посвящена именно этому вопросу. В результате имя колоколу было дано — Биг-Бен. Неясно одно, дали имя в честь заказчика и куратора проекта — инженера-строителя и члена парламента лорда Бенжамина Холла, или в честь прославленного в 50-ые годы XIX века боксера Бенжамина Конта. И у того, и у другого было прозвище «Биг-Бен». Но то, что имя Бенжамин, Бен, в русской транскрипции Вениамин, действительно популярно в Англии не первую сотню лет, это точно.

В России положение имени Вениамин также начало меняться. Не исключено, что это связано с возвращением традиции наречения имени новорожденному по святцам. Как минимум четырнадцать раз за год Русская Православная церковь вспоминает святых, носивших имя Вениамин. Среди них, 13 августа, чтится память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского.

Митрополит Вениамин (Казанский)

Митрополит Вениамин (Казанский)
Фото http://ru.wikipedia.org/

В 1873 году в семье священника одного из сел Архангельской губернии родился первенец. Родители дали ему имя Василий. Всех своих четверых детей отец Павел Казанский воспитывал в строгости, трудолюбии и страхе Божием. Василий с большим интересом отдавался учебе. Особенно он увлекался чтением житийной литературы. Еще мальчиком Василий сетовал, что ему выпало жить в такое спокойное время, когда нет возможности пострадать за Христа. Тогда же он решил, что непременно посвятит себя служению Господу.

Он окончил Олонецкую духовную семинарию с отличием, и это позволило ему продолжить учебу в Санкт-Петербургской духовной академии за государственный счет. В 1895 году, будучи студентом второго курса Академии, он принял монашеский постриг с именем Вениамин. А уже через год был рукоположен в сан иеромонаха. А еще семь лет спустя, в 1902 году, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии. В 1905 году святитель Вениамин вернулся в Санкт-Петербург, чтобы возглавить теперь уже Санкт-петербургскую семинарию. Тогда же он был хиротонисан в епископа Гдовского и Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии.

Еще в бытность студентом, святитель Вениамин был участником «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Это общество устраивало встречи для заводских рабочих Петербурга, на которых обсуждались самые разные религиозные вопросы.

Поэтому когда святитель начал свое епископское служение в Санкт-петербургской епархии, его внимание, как пастыря, было сосредоточены именно на заводских окраинах тогдашней столицы. Понимая круг проблем и тягот, которые несли рабочие, святитель Вениамин старался чаще служить литургии в церквях Путиловского и Обуховского заводов. Своей главной задачей он видел — сеять слово Божие. Старания возвращались к нему сторицей. Он действительно пользовался особенной любовью среди фабричного люда, который за глаза называл его «наш батюшка Вениамин».

Строгий в посте и молитве монах, он был человеком сердечным и внимательным к чужой беде. Простой и искренний в своей проповеди, он излучал неподдельную любовь и тем располагал к себе паству.

Когда после февральской революции в епархиях введено было выборное назначение епархиальных архиереев, святитель Вениамин был одним из немногих, кого избрали в спокойной обстановке единодушия и любви. Во многом это было следствием позиции святителя Вениамина, выступавшего за «свободу Церкви, которая должна быть чужда политики».

В августе 1917 года он был возведен в сан митрополита и с еще большим рвением «полагал душу свою за овцы своя».

В январе 1918 года был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и дан старт уничтожению Церкви и полному ее разорению. Митрополит Вениамин вместе с паствой активно сопротивлялся этому процессу. Однако положение становилось все тяжелее. Вслед за декретом начались аресты и расстрелы духовенства. Стали закрываться монастыри и церкви, уничтожались мощи, началось изъятие церковных ценностей. Это особенно тревожило митрополита, который настаивал не только на добровольном пожертвовании таковых (в 1922 году Петроград был объят голодом), но и на народном контроле над расходованием пожертвованного имущества. Петроградским властям действительно важнее было изъять церковные ценности без лишнего кровопролития и раздражения со стороны населения. Поэтому комиссия помощи голодающим активно контактировала с «Обществом объединенных Петроградских православных приходов», в работе которого принимал участие и митрополит Вениамин. Однако события и перемены в стране происходили с невероятной быстротой. Вчерашние договоренности с властями уже не имели силы. К тому же в марте 1922 года активизировалось движение за «обновление» Русской церкви.

В Петроградского газете «Правда» была опубликована статья, подписанная организаторами обновленческого раскола. В ней патриарх Тихон и духовенство обвинялось в контрреволюционном заговоре против советской власти, в чинимых изъятию церковного имущества препятствиях. Уже спустя два месяца митрополит Вениамин был арестован. Его обвинили в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Вместе с ним к процессу были привлечены 86 человек, большинство из которых принадлежало Обществу Петроградских приходов. Процесс начался в июне 1922 года, а 5 июля суд вынес приговор.

Перед вынесением приговора митрополит Вениамин выступил с последним словом. Много и подробно, приводя веские аргументы и документальные доказательства, он говорил в защиту обвиняемых. И только когда трибунал попросили сказать его, наконец, что-то в собственную защиту он опешил. Со смирением святитель сказал: «…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все».

Решением Петроградского революционного трибунала митрополит Вениамин (Казанский) был расстрелянВопрос о времени и месте казни митрополита Вениамина остается не до конца исследованным, поскольку в распоряжении Церкви до сих пор отсутствуют соответствующие документы. Это тема по-прежнему остается в поле зрения церковных историков, краеведов и архивистов. вместе с тремя другими участниками судебного процесса в ночь с 12 на 13 августа 1922 года.

Спустя семьдесят лет, в 1992 году решением Архиерейского собора Руской Православной Церкви митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин был причислен к лику святых в лике священномучеников. Тело священномученика Вениамина лежит на братском кладбище Александро-Невской Лавры. День его памяти совершается в день мученической кончины, 13 августа.

Тропарь священномученику Вениамину

глас 1

Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученику Вениамину

глас 6

От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.

1
0
Сохранить
Поделиться: