Икона Пресвятой Богородицы «Умиление»
Умиление, или Елеуса (от греч. Ελεούσα — милостивая, милующая), — один из основных иконографических типов Богородичных икон. На таких иконах Пресвятая Богородица и Младенец Иисус с умилением склоняют головы друг к другу и соприкасаются щеками.
По словам искусствоведа Ирины Языковой, «в этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом». К этому иконографическому типу принадлежат иконы «Владимирская», «Донская», «Толгская», «Игоревская», «Феодоровская», «Почаевская» и другие. Также «Умиление» — название отдельных икон Богородицы: «Умиление» Старорусская, «Умиление» Псково-Печерская и другие.
Особняком стоит Серафимо-Дивеевская икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский. Эта икона так и называется — «Умиление». Она не соответствует описанному выше иконографическому типу. Сюжет этой иконы относится к моменту до рождения Христа, но уже после Благовещения. Богородица изображена здесь без Младенца, со скрещенными на груди руками. Именно о ней всегда вспоминают, когда речь заходит об «Умилении».
Значение иконы «Умиление»
За келейной иконой преподобного Серафима закрепилось название «Умиление», которое выражает чувство смирения, сокрушения, доверия Богу — то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38).
Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона “Умиление” замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена… в момент “Архангельского обрадования”, то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти всю келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах».
Возможна связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов Мадонны dell' Umilta — смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня. Сам преподобный Серафим Саровский называл эту икону «Всех радостей Радость».
Описание иконы «Умиление»
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Богородица изображена в красном платье (хитоне), синем покрывале (гиматии) и белой накидке (мафории). На Ее челе и плечах — три звезды, отсылающие к богослужебному тексту богородична: «Яже прежде Рождества Дева, и в Рождестве Дева, / и по Рождестве паки пребываеши Дева».
Вокруг нимба Приснодевы воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: Радуйся, Благодатная (Лк 1:28).
По всей видимости, образ пришел в православную иконопись из западнохристианского искусства. Там он изначально не был самостоятельным иконографическим типом, а использовался в ряде сюжетов — «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже — «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие». Иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
История иконы «Умиление»
По преданию, святой Серафим обрел необычную икону Богородицы в саровских лесах. Икона упоминается в воспоминаниях современников старца, относящихся к периоду его жизни после 1815 года, когда, выйдя из затвора, он стал принимать в своей келье паломников. Очевидцы вспоминали, что после совместной молитвы и благословения старец обычно крестообразно помазывал чело гостя елеем из лампады, горевшей перед иконой.
Стоя перед ней на коленях, преподобный скончался 15 января 1833 года. Незадолго до смерти он говорил дивеевским монахиням, указывая на икону: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной».
День иконы
В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа — на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря — в день Зачатия праведной Анны. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) составил особую службу в честь иконы Богоматери «Умиление».
В чем помогает икона «Умиление»
В православии иконы не являются магическими предметами, которые сами по себе могут излечить от болезни или принести удачу. Исцеление души и тела происходит Божией милостью по молитвам того, кто на иконе изображен. Пресвятая Богородица является нашей заступницей пред Богом, и если с верой молитвенно обращаться к Ней и к Господу, можно надеяться, что Бог пошлет исцеление или облегчение болезней, утешит нас в скорби, поможет найти решение различных проблем.
Житие преподобного Серафима Саровского говорит, что помазанные маслом от лампадки, зажженной перед иконой Богородицы «Умиление», по молитвам святого нередко «получали врачевание». Наиболее известна история исцеления помещика М. В. Мантурова, произошедшая в 1815 году. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело Единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение».
Где находится «Умиление»
Келейная икона преподобного Серафима Саровского находится в домовом Владимирском храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы ее приносят на Патриаршее богослужение в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Чудотворный список иконы располагается в Троицком соборе Дивеевского монастыря.
Молитва иконе «Умиление»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской, глас 4
К Богородице с умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,// велию Твою милость.
Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской, глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу,/ аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/ но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/ стеню от сердца и вопию:/ умилися, Благосердая,/ и мне, окамененному сердцем,// благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк 13:6–9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской
О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской
Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва 3-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской
О, Пресвятая Дево Богородице, Христа Царя и Бога нашего Мати, умиления Сокровище и милости Источниче, душеспасительных даров благая Подательнице и скорбящих душ благодатная Утешительнице! К Тебе с любовию припадаем и пред святою иконою Твоею смиренно молимся: умоли, Владычице, возлюбленнаго Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти нас, погибающих во гресех; вдохни в души наша покаяние искреннее и умиление богоугодное, подаждь молитвам нашим слезы очистительныя; благопотребная житию временному и вечному спасению милостиво, Госпоже, нам даруй; мир умири, святый храм сей [или: святую обитель сию] добре сохрани, безмятежие и изобилие плодов земных нам низпосли, и при кончине живота нашего не лиши нас Матерняго Твоего заступления и помощи, да предстательством Твоим безбедно прейдем мытарства воздушная и сподобимся унаследовати Царствие Небесное. Ей, Царице Всеблагая, всех радостей Радосте и всего мира христианскаго Утешение! Помози нам и ныне, и егда наипаче помощи Твоея святыя востребуем, и спаси нас Матерними молитвами Твоими ко Христу Богу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Акафист иконе «Умиление»
До наших дней дошли два акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Первый , вероятно, был составлен сестрами дивеевского монастыря, второй написан митрополитом Сергием (Старогородским), будущим патриархом, в те годы, когда он управлял Нижегородской епархией, к которой относится Дивеево.
Изображения с сайта Серафимо-Дивеевского монастыря