В Москве в Третьяковской галерее есть одна необычная картина. Написал ее художник Иван Крамской и называется она «Христос в пустыне». Каким мы привыкли видеть Христа на картинах? Окружённым людьми, учениками, слушателями, выступающим с проповедями… А что изобразил Крамской? Христос один. Он сидит на камне, глубоко о чем-то задумавшись. Он выглядит усталым, даже измождённым. Вокруг Христа — безжизненный пейзаж: скалы, небо, облака… Что Он делает среди этих серых камней? Как здесь оказался? О чем так напряжённо думает? И что случилось со Спасителем в пустыне?

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Сорок дней молитвы

Жёлтые пески, барханы, верблюды — такой мы привыкли представлять пустыню. Но пустыни бывают разными. Пустыня — это там, где пусто. Вот, на Ближнем Востоке, на западном побережье Мертвого моря есть Иудейская пустыня, которая не похожа на Сахару или на Каракумы. С древнейших времен в этом месте находили себе убежище отшельники. Тут барханов нет. Здесь — голые, обожжённые солнцем камни, горы, трещины в земле, редкие чахлые кустарники... Сухо, жарко... Воды почти не бывает — небольшие ручейки в редких местах появляются только весной и быстро пересыхают. Зато летом температура здесь поднимается порой до пятидесяти градусов!

И вот представим: в этом страшном месте среди скал и камней — Человек. Он ничего не ест. Он сосредоточен. Ночи сменяют дни. Дни складываются в недели. Над Ним — то яркое солнце, то сверкающие звезды, ветры поднимают вокруг Него облака песка и пыли, ночью подступает пронизывающий холод, днём обжигает зной, но Он ни на что не обращает внимания. Среди камней прячутся звери, хищники, даже львы. Ночью они выходят на охоту, но Человека не трогают... Человек стоит посреди пустыни. Кто Он? Как сюда попал?

Это Христос. Он пришел в Иудейскую пустыню сразу после того, как принял крещение в водах реки Иордан. Скоро настанет время, когда Он отправится проповедовать людям Слово Божие. Христос предвидел, что впереди Его будут ждать страшные страдания: у Него не будет дома, многие Его не будут понимать, зато будут преследовать, мучить, судить и, в конце концов, обрекут на смерть. Каково это — знать, что тебя ждут такие испытания? Нам, людям, не ведающим будущего, и представить трудно... Но и мы понимаем: если тебе тяжело, всегда надо искать укрепления в молитве, обращении к Богу. И вот, прежде чем выйти на служение, Христос пришел в пустыню помолиться Богу, Своему Отцу.

Чтобы полностью сосредоточиться на молитве, всё время, пока был в пустыне, Иисус постился. Но если для нас пост — это отказ от мясной, животной пищи, то Христос постился иначе: Он просто не ел ничего. Все сорок дней.

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Как сказано в Евангелии, по прошествии этого срока Иисус «взалкал». То есть попросту начал испытывать голод. И именно в этот момент к нему подступил тот, у кого много имен — дьявол, лукавый, сатана, враг рода человеческого...

Откуда сатана узнал, что Христос окажется в пустыне? Как он угадал момент, когда Иисус ослаб от голода, как смог подступиться к Нему?

Планы дьявола

Лукавый давно ждал прихода на землю Мессии, Спасителя человечества. Ждал и готовился, мечтая помешать Его великому делу: не хотел сатана, чтобы людям открылся путь в Царствие Небесное. Но каков будет этот Спаситель, сатана узнать не мог. Мог лишь предполагать: «Наверное, родится какой-нибудь праведник. Может быть, пророк. Святой... В любом случае, это будет человек, а человек грешен, и уж искусить, совратить с пути я его смогу». Но никак не мог предугадать лукавый, что на землю придет Сам Господь, против Которого у него силы и власти нет.

Во время крещения Иисуса в Иордане раздался глас с небес. Бог Отец назвал Христа Своим Сыном возлюбленным. Прослышав про это, сатана разволновался. Правда ли пришел Сын Божий на землю? Действительно ли Он — Тот, Кого называют долгожданным Мессией? Боясь ошибиться, дьявол решил сам проверить, в чем тут дело.

Вначале у дьявола никак не получалось подобраться к Спасителю — пока продолжалась молитва Христа, сатана не мог подступить к Нему. Однако мы знаем, что Иисус — и Бог, и Человек, то есть Он, как и все люди, мог уставать, чувствовать боль, жажду... И вот настал момент, когда Иисус испытал обычную человеческую слабость — голод. И тут же дьявол, заметивший эту слабость, самолично явился перед Ним.

Первое искушение. Камни

Итак, Христос и дьявол в пустыне среди голых камней. Какие-то булыжники очень похожи на румяные, мягкие хлебные караваи: такие же округлые, светлые... Дьявол видит, как устал и как голоден Христос. «И это Сын Божий? — думает он. — Не может быть! Сейчас проверим...»

Вот он обращается ко Христу:

— Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами!

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Правда ведь, что стоит Богу сделать из камня хлеб — наесться Самому, накормить всех? И главное, как это выгодно: накормил людей, и они будут ходить за тобой толпами! Разве Богу сложно сделать это? Да ни капельки! Только если Он действительно Бог. Сейчас сатана это и узнает: если Христос сотворит чудо, то получится, что Он послушается сатану, подчинится его искушению. То есть — ура! Сатана одержит верх над Богом!

А если нет? Тогда — тоже «ура!» Христос не сможет сделать из камня хлеб, значит Он вообще никакой не Сын Божий, а обычный человек, и дьявол тем более легко подчинит Его себе!

Но вот в чём дело. Христос пришёл не для того, чтобы совершать чудеса (хотя и чудес Он сотворил немало). Он пришёл не для того, чтобы утолить собственный голод и прославиться. Он пришёл не для того, чтобы получить власть, подкупив людей сытной пищей. Нет, Он пришёл, чтобы спасти каждого из нас. И потому Иисус ответил лукавому:

— Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уcт Божиих.

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Христос не стал спорить с дьяволом. Он ответил словами из Библии, и так одержал победу в первом испытании.

Но что же значили слова Христа?

В Священном Писании сказано, что не от хлеба одного зависит жизнь человека, а от любого слова, которое скажет Бог. Людям нужны не только еда, одежда и крыша над головой. Чтобы быть по-настоящему живым, человеку необходимо поддерживать связь с Богом, источником жизни. Душа человека живёт, пока он связан с Богом. И даже если человек умирает, то у него есть надежда продолжить жизнь и оказаться в раю — благодаря тому, что есть Бог. Вот что Спаситель имел в виду. Но своей цели дьявол не добился, он так и не понял, Кто перед ним: Бог или человек. А возразить ему было совершенно нечего. Ни «да», ни «нет» он от Христа не получил и решил пойти на хитрость.

Второе искушение. Вершина Иерусалимского храма

В одно мгновение он перенёс Христа в Иерусалим. И поставил Его на крыле Иерусалимского храма. Этот величественный храм был со всех сторон украшен великолепной галереей. Одна из её частей находилась на самом краю обрыва, над долиной Кедрон. Здесь-то и оказались Иисус и сатана. В наше время ученые выяснили, что место это невероятно высокое — около 180 метров. То есть Христос и дьявол словно стояли на вершине шестидесятиэтажного дома! Окажись кто в это время внизу в долине, не смог бы их разглядеть, ведь на таком расстоянии фигуры казались бы просто маленькими точками.

И сатана предложил Иисусу совершить невероятное:

— Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Проще говоря, дьявол хотел, чтобы Христос с этой огромной высоты кинулся в пропасть, а ангелы подхватили Его в полёте. И все в Иерусалиме увидели бы это! И прославили бы Иисуса! И признали бы в Нём великого чудотворца, а может быть — и Самого Мессию! А что — заманчиво...

Вновь лукавый рассуждал по-своему: если Иисус согласится и спрыгнет с крыши, то, во-первых, Он проявит тщеславие: захочет всех удивить, продемонстрировать свои сверхспособности, внушить страх и трепет перед ними... А во-вторых, сделает то, что предлагает Ему дьявол, а значит — подчинится ему. Ну а в-третьих, если откажется, не решится прыгнуть, то дьявол всё равно будет в выигрыше: тогда всем можно будет сказать, что это вовсе не Бог, а просто человек, который очень испугался того, что его никто не спасёт.

Но Христос снова ответил лукавому словами из священной книги — из Библии:

— Написано также: не искушай Господа Бога твоего.

И сатана сразу понял, что опять ему ничего не удалось. Почему? Что значат слова Иисуса?

Всё просто: по-настоящему верующему не нужны доказательства того, что Бог есть и что в Него надо верить и к Нему стремиться. Вряд ли истинно верующий человек вдруг начнет говорить Господу: «Знаешь, что? Не очень-то я Тебе доверяю... Проверю, какой Ты всесильный! Давай-ка совершай какое-нибудь чудо, и авось я соглашусь, что Ты — настоящий Бог». Если человек начинает выторговывать чудеса, то значит, вера его стоит очень дёшево. Вот что означал ответ Иисуса дьяволу.

Итак, Христос снова не сделал ничего из того, что ожидал от него сатана. И лукавый по-прежнему не мог понять, Кто перед ним.

Третье искушение. Царства вселенной

Не срабатывали дьявольские уловки, но не желал он этого признавать и сдаваться. Так долго враг ждал появления Мессии, так важно ему было помешать Христу вести людей к Богу, что он придумал еще одно искушение: попытаться Иисуса подкупить.

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Он повел Христа на высокую гору. И как только они поднялись, произошло удивительное: с этой горы стали видны все царства вселенной! Представляете, какое это было зрелище? Разом — все земли и моря, все страны и города, все звезды, планеты, галактики... Ведь дьявол наивно считал себя владельцем всего этого мира. И вот теперь он «великодушно» предложил Христу «взятку»:

— Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.

То есть он как бы говорил: «На, владей всем, чем владею я! Стань самым богатым и могущественным в мире! Господствуй над всеми! Пусть перед Тобой склонятся миллионы и миллиарды! Но выполни одно ма-аленькое условие — предай Своего Отца и поклонись мне. И тогда Тебе не придется всходить на Голгофу и умирать на кресте. Ты будешь царём вселенной — великим и ужасным!..»

Дьявол судил по себе. Уж он-то от такого предложения не отказался бы. Сам он когда-то, будучи великим ангелом Божиим, предал Бога как раз ради этой самой власти. Он сам себя убедил, что всемогущ, что именно он, а Не Бог — правитель этого мира и всей вселенной. Но на этот раз перед ним стоял Сам Создатель!

И Создатель ответил дьяволу просто:

— Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Эти слова полностью изобличили сатану: напомнили ему о том, что не он создатель и хозяин мира, а ещё о том, что он сам же Бога предал ради своей корысти.

Господь Сам спасет Своих подданных — людей. И сделает это не с подачки врага, а так, как заповедал Ему Отец Небесный, — приняв смерть на Кресте и воскреснув из мёртвых, победив саму смерть.

И, понимая, что опозорен и изобличён, не выдержал дьявол — скрылся, бежав от Господа.

Христос в пустыне: как Спаситель встретился с врагом всех людей

Так в пустыне была одержана первая победа Христа над царством зла. А ещё Иисус дал Своим ученикам и всем людям пример, как нужно преодолевать искушения, которых в жизни каждого человека очень и очень много. Каждый день, каждый час дьявол ждёт, что мы согрешим, согласимся с его предложениями: будем жадными, себялюбивыми, гордыми, лживыми, трусливыми, будем сомневаться в нашей вере, унывать или вовсе от неё откажемся... И тогда нужно, во-первых, понять, что ты переживаешь искушение врага человеческого, во-вторых, попросить Господа помочь противостоять сатане и, в-третьих, твёрдо сказать про себя то же, что сказал Христос: «Отойди от меня, сатана!»

***

Каждый год перед Пасхой все верующие несколько недель постятся. Этот пост называется Великим и совершается как раз в память о сорокадневном посте нашего Спасителя в пустыне. Христиане ограничивают себя в еде, отказываются от развлечений, творят больше добрых дел и особенно много молятся — так они вспоминают о данном Иисусом примере и тренируют своё тело и свою душу для того, чтобы никакие уловки сатаны не могли сбить их с пути к Богу. А ещё для того, чтобы с чистым сердцем, не омраченной грехом радостью встретить праздник окончательной победы над дьяволом и смертью — Воскресение Христово.

2
6
Сохранить
Поделиться: