Вопрос читателя:

Христианство – религия вины и упрёка?

Христианское богословие гласит, что любой человек априори грешен, болен и виновен; он не может стать хорошим, что бы он ни делал, и даже на самых вершинах святости он только начинает осознавать глубину своей вины перед Богом.

Ислам и иудаизм в этом плане предлагают гораздо более спокойный взгляд на жизнь – живи, соблюдай закон Бога и будь что будет. Там нет какой-то экзальтации и постоянного самобичевания, сравнения с какими-то недостижимыми идеалами святости. Мусульманин в его представлении – это не от рождения до смерти заслуживающий наказания грешник, а любимое дитя Бога.

Это хорошо заметно и в разнице между псалмами и новыми христианскими молитвами. В псалмах есть самые разные темы, не только покаяние – тут и рассуждения, и благодарность, и воспоминания об истории, и философские размышления. А в христианских молитвенниках – одни постоянные слёзы и самоуничижение. Взгляд псалмопевца на мир и Бога лично мне кажется более адекватным.

Зачем постоянно топтать человека и прессовать его чувством вины и несовершенства?

Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Христианство – это не религия вины и упрека, это религия любви. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", – сказал Сам Христос (Ин, 13:6). "Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью», – писал святой апостол Павел о том, какие отношения должны быть между христианами (Рим. 12:10).

Основа христианского понимания мира – это именно любовь: человека Бог создал только из любви к нему и для любви. И это любимое дитя и творение Божие, да. Если Вы этого не знаете, значит, Вы что-то не то читали и не там. Ничего страшного, все мы ошибаемся, сейчас разберемся.

Да, так вышло, что человек сознательно выбрал путь без Бога, не понимая, к чему это его приведет. Слово "грех" означает "ошибку", перевод такой с древнееврейского языка. Конечно, человек промахнулся, когда сделал такой выбор. Но и этот вариант Господь предусмотрел и устроил, как сделать так, чтобы открыть человеку путь, к которому он был призван изначально – к вечной жизни с Творцом мира, Богом. Бог не бросил человека погибать, а, как любящий Отец, буквально вытащил его из его выбора. Христианство – о том, как каждый человек может вступить на этот путь, пройти по нему и оказаться там, где он и должен быть в Вечности. Пораженность грехом – опыт бытия без Бога – осталась в каждом человеке, это и есть грехопадение Адама и Евы. И теперь поэтому каждый человек – свободный, созданный потому что по образу Божию – может выбирать, с Богом ему быть или нет. Вы уже знаете, что такое быть без Бога, поэтому давайте сделаем правильный выбор?

Что касается текстов. Псалмы – это часть и богослужения, и домашнего молитвенного правила. Мы молимся их словами и принимаем их. В молитвослове есть самые разные молитвы - и просьбы, и покаянные, и радостные благодарственные, и обилие акафистов, в которых постоянно повторяется: "Радуйся, радуйся".

Вам кто-то неправильно объяснил про христианство, и Вы сконцентрировались на том, что мешает быть с Богом, но выпустили из поля зрения то, что это бытие дает – любовь, мир и радость. Возможно, Вам не попадались просто тексты святых отцов, в которых они пытаются описать дивное неземное состояние благодати, когда мир Божий сходит в сердце и наполняет его. Может быть, Вы пока сами в начале духовного пути, и в начале, действительно, бывает много борьбы. Впрочем, она и потом сопровождает человека. Лукавый стремится извратить понимание истины так, чтобы ни за что не дать человеку возможность пройти путем к Богу. Увы, Ваше письмо как раз об этом: о неверном понимании. Так не дайте себя обмануть, не попадайтесь в эту ловушку.

Поговорите со священником, которому исповедуетесь, и попросите его больше рассказать Вам о том, к чему мы все идем. Может быть, на приходе Вы встретите людей, в которых как раз есть этот мир и радость, Вы тогда просто поймете, к чему и зачем это все. Живой пример всегда лучше, чем прочитанное в книгах.

А что святые писали о немощах и грехах, так это они писали правду: чем дальше, тем больше они осознавали свое несовершенство, приближаясь к Богу. Это вот знаете, как в работе: пока работаешь сам, вроде как оно и ничего, а потом видишь работу мастера, и понимаешь, насколько твоя собственная работа пока что груба, несовершенна и неуверенна. И так это осознание поражает, что как же о нем не рассказать? Оно и дает стимул в работе, в совершенствовании, профессиональном росте. Или в науке: кажется, что диплом написать – это огромное дело, кажется, что все сможешь охватить. Работаешь над магистерской – понимаешь, что всего-то охватить не получится, но еще хочется. Кандидатская – следующая ступень – и понимаешь, как мало ты знаешь. А выдающиеся специалисты, доктора наук, очень часто отказываются даже экспертами выступать по смежным областям, потому что понимают, насколько мало может изучить человек за свою жизнь, даже по одному предмету. И чем глубже познание, тем большая область того, чего не знаешь, открывается. Вы это имейте в виду. Со временем, как будете расти духовно, Вы это поймете, а пока просто запомните.

И отцы как никто другой понимали про эту духовную работу и точно знали, что без Бога человек ее сделать не сможет. Это просто факт.

И, дорогой читатель, Вы все же смотрите не с точки зрения легкости пути, а точки зрения его истинности. Ведь, опять же, когда Вы еду покупаете, Вас же качество интересует, а не яркость упаковки, правда же? И технику Вы купите не из-за красоты коробки, а по техническим характеристикам. И в спортзал к тренеру пойдете или детей отдадите не к такому, у которого фото красивые, а к такому, который научить может. А научиться Вечности можно только в Православной Церкви, это просто факт.

Помоги Вам Бог!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
13
0
Сохранить
Поделиться: