Вопрос читателя:

Здравствуйте! Я молодой человек. Был воспитан в неверующей семье и в полном отсутствии православных родственников. Крестили меня в силу того, что «было модно». Несколько лет назад влечение философией привело пониманию абсолютной очевидности существования единого Бога. Начал читать Писание, ходить в храм, регулярно исповедоваться и причащаться. Всеми силами стараюсь жить по заповедям. Некоторых друзей и близких получается наставить на верный путь. За несколько лет духовной жизни пришел к очень явному желанию стать священником. Просто понял, что больше не вижу себя вне Церкви. Начал последовательно готовиться к поступлению в семинарию. Читать святых отцов, учебники по патрологии, литургике и прочие труды. Искренне полюбил службу. Озвучил свое стремление своему знакомому священнику. Он рассказал мне о 61 апостольском правиле и о том, что я, в силу своих старых прегрешений, никогда не попаду в клир. Я упал в обморок прямо посреди храма. Долгое время не могу толком есть и пить. Провожу все время в молитве и чтении Писания, но душа не успокаивается. Кажется абсолютно нечестным то, что Церковь меня навсегда лишила возможности послужить ей за то, что я нарушил те правила, о которых даже не знал. С момента осознанного принятия христианства я никогда не падал в те грехи, которые являются препятствием к рукоположению. Когда я жил греховной жизнью, в моем окружении вообще не было ни единого верующего человека. Единственное что меня объединяло с Церковью — это сам факт крещения в детстве, который для меня, как для неверующего человека, абсолютно ничего не значил. Я разбит и подавлен. С каждым днем все больше падаю в грех уныния. Единственным выходом видеться постриг, но я понимаю, что духовно не готов к такому шагу. Священство было единственной настоящей мечтой моей жизни. Неужели это неисполнимая мечта?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой читатель, искренне сочувствую тому, что Вы стали жертвой канонической коллизии!

Действительно, в настоящее время принята такая традиция, когда человек, крещенный в младенчестве и осознанно пришедший в Православие подпадает под указанное Вами правило, а другой человек, совершивший подобные грехи, будучи практикующим христианином, приняв монашество, может быть рукоположен в священный сан. Мне такое положение вещей кажется неправильным.

Во времена принятия канонических правил, обозначенные как апостольские, не существовало ни христиан, крещенных просто по традиции, без дальнейшего воцерковления (наоборот, воцерковление предшествовало крещению, а в случае крещения младенцев они воспитывались в семье с христианскими традициями), ни монашества как такового. Почему существуют поправки в пользу монашества, а в ситуации, подобной Вашей, их нет — можно только догадываться. Надеюсь, что придет время и этот вопрос будет рассмотрен, и практика применения канонов будет изменена.

Но Вам ждать нет времени, надо определяться. Прежде всего, надо понять своё отношение к принятию монашеского пострига. Если у Вас к этому нет глубоко внутреннего призвания, то ни в коем случае нельзя выбирать для себя такой жизненный путь и давать пожизненные обеты. Рано или поздно, почти точно это приведет к духовной и личностной трагедии. Можно поехать потрудиться трудником в монастырь со сложившейся монашеской традицией, чтобы понять для себя, насколько это для Вас близко.

Также можно выбрать для себя путь служения Богу, не связанный с рукоположением в священный сан. Уж поверьте, не каждый глубоко воцерковленный мужчина имеет призвание к пастырскому служению и ни для каждого это — спасительный путь. Примеров, когда священник без призвания сломал свою жизнь и жизнь своей супруги, предостаточно. А вот востребованность в Церкви деятельных и ревностных в вере мирян мужского пола настолько высока, что она в несколько раз превышает потребность в духовенстве. Быть катехизатором и церковнослужителем, например, ничем не хуже, чем диаконом или священником и таких людей в Церкви большой дефицит.

И последнее. Если Вы всё же чувствуете в себе глубокое призвание к тому, чтобы стать священником, то найдется немало епископов, которые возьмут на себя ответственность и, применив к Вам право церковной икономии, рукоположат Вас в священнический сан.

Поэтому я рекомендую Вам для начала поступить в центр подготовки церковных специалистов, знания, полученные в процессе систематического обучения Вам всё равно пригодятся. За время обучения Вы сможете определиться для себя, как поступать дальше. В любом случае Вы останетесь востребованы Православной Церковью, главное — самому сохранять горячее желание послужить Богу, а уж в каком качестве, Господь определит.

Храни Вас Господь!



Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
6
24
Сохранить
Поделиться: