Вопрос читателя:

Здравствуйте!

Мне нравятся нательные и интерьерные украшения «магического», мистического характера. Например, в виде черепов, призраков, луны, оберегов, египетских и кельтских символов. Я не верю в колдовскую силу этих предметов (честно не верю, без самообмана), но эстетически эти украшения привлекают меня именно потому, что они мистические, загадочные. Как сувениры из сказок, в которые не веришь, но которые всё равно вызывают интерес. С юности я целенаправленно изучала мифы и поверья разных народов, в том числе, разумеется, касающиеся магии (а чем больше узнаёшь о ней, тем меньше в неё веришь, хотя в воскресной школе мои рассуждения об отличиях западнославянских вампиров от восточнославянских, конечно, никто бы не одобрил). Вероятно, впечатления от этих историй в итоге и сформировали мою эстетику.

Странным образом отсутствие веры в магию привело к отсутствию суеверного страха «замараться» об «колдовские» предметы, поэтому я вроде как не чувствую вины за свои вкусы, и мне не кажется, что эти побрякушки удаляют меня от Бога, но ведь отсутствие чувства вины ещё не означает отсутствие греха. Поэтому мне нужен взгляд со стороны: является ли вся эта карнавальная готика греховной? И вообще интерес к оккультизму и магии без веры в их правдивость — нормально? Посоветуйте, пожалуйста!

Ольга

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Дорогая Ольга, в нашей традиции есть очень давний принцип «хрисис — парахрисис», то есть «употребление — злоупотребление». Классический пример — нож: ножом можно порезать продукты для салата, можно защититься от нападения, можно нарочно убить. Вопрос всегда в том, для чего мы делаем те или иные вещи, чем продиктован Ваш интерес.

Вы упомянули воскресную школу, и поэтому мне кажется, что Вы подросток. Для подросткового возраста совершенно нормален интерес ко всему разнообразию этого мира. И, думаю, не так плохо, что оккультные вещи Вас не очаровывают и Вы понимаете, что за ними часто стоят очень примитивные манипуляции с человеческим сознанием, построенные на определенных страхах, особой эстетике, интересу к темам, которые значимы для любого человека, особенно к теме потустороннего, то если выходящего за пределы обычного жизненного опыта, и, конечно же, к теме смерти.

Вы сами пишете, что Вас в этой эстетике привлекает загадочность и таинственность. Я думаю, если Вы разберетесь с природой всех этих символов, у Вас соберется неплохой пласт знаний по культурологии европейского региона. Кто знает, может быть, потом будете профессиональном всем этим заниматься, почему нет? Насчет вампиров я бы предложил быть аккуратнее в высказываниях: думаю, многих Ваших соучеников вампиры бы заинтересовали, вот только любые темы и обсуждения должны быть уместны. Если Вы с друзьями собрались, скажем, позаниматься математикой, вряд ли будет полезно в этот момент делиться рецептом нового салата или пирога, так и тут. В воскресной школе собираются, чтобы, конечно, пообщаться, но в основном ради изучения основ своей веры. И чтобы как следует это усвоить, на посторонние темы лучше не отвлекаться, потому что иначе цель просто не будет достигнута, вот и вся причина неодобрения.

Так что изучайте, если не будете увлекаться всем этим чрезмерно и если — вот это критически важно! — свою веру Вы будете знать намного детальнее, подробнее и лучше, чем весь этот оккультизм. И — еще один критически важный момент — если знание веры будет у Вас не просто теорией, а реальной практикой жизни, когда Вы будете молиться, участвовать в Таинствах, как следует узнавать себя и стремиться жить по заповедям Божиим. Вот если эта основа будет в Вас прочна — все остальное можно изучать спокойно, соразмерно своим силам.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: