И да, и нет.
С одной стороны, нечистые духи желают людям погибели всегда, без различения времен и сроков, и, будучи существами бестелесными, никогда не устают. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, — предупреждал христиан апостол Петр (1 Пет 5:8).
С другой, многие подвижники замечали, что во время Великого поста они переживали сильные искушения. И наверно, каждый, кто постится «по-настоящему», то есть усиленно борется со страстями, внимательно следит за своим духовным состоянием, сталкивался в этот период с какими-то особыми духовными вызовами и трудностями. На то есть две причины.
Во-первых, пост — это время особой духовной бдительности, которую святые отцы называли трезвением. Эта бдительность помогает лучше увидеть свои собственные страсти и те бесовские уловки, которые вне поста как бы остаются за пределами нашего внимания. Вот как пишет об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей».
Во-вторых, дьявол разборчив, выбирая цель для искушения. Нет смысла искушать того, кто и так не заботится о своем спасении. И совсем другое — упустить возможность одержать победу над тем, кто пытается жить духовной жизнью. В этом смысле показателен 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне, в завершение которого диавол, заметив усталость Спасителя, решил Его испытать: «Христос, по исполнении сорокадневного поста, троекратно был искушаем диаволом (Мф 4:1–2), являя то, что всякому, приступающему служить Господу, следует искушение» — так пишет святитель Тихон Задонский.
Итак, особые искушения, которым верующие люди подвергаются в Великий пост, объясняются тем, что в эти дни человек становится внимательнее к себе и замечает вещи, на которые ранее не обращал внимания. В свою очередь, бесы, видя духовные усилия христианина, стараются с удвоенной силой сбить его с истинного пути.
Читайте также: