На самом деле многое зависит от того, о какой молитве идет речь — об исполнении молитвенного правила дома, молитве в храме или же о непрестанной, внутренней молитве. А также от того, связана ли молитва лежа с ленью или физическое состояние человека действительно не позволяет ему подняться с кровати.
Апостол Павел прямо говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес 5:17). Следовательно, можно молиться при любых обстоятельствах, в любое время суток и в любом положении тела в пространстве. Конечно, мы не можем молиться Богу, держа в руках 24 часа в сутки молитвослов и возжигая лампаду перед иконами, — нам надо работать, есть, пить, спать, общаться. Однако святитель Феофан Затворник объясняет, что непрестанная молитва — это так называемая умная молитва. Он же объясняет, в чем она заключается, словами Палестинского патерика:
«Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум содержать в великом благоволении и горячем устремлении к Богу, о Нем Едином мыслить, Им Единым заниматься, Его Единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях».
Такая молитва возможна не только при бодрствовании лежа, но даже и во сне. Святые отцы, аскеты выражали это состояние словами Книги Песни песней: Я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн 5:2).
Не грех обращаться к Богу в молитве, когда мы лежим, отдыхая от дневных трудов и готовясь ко сну. Праведный царь Давид, каясь в совершённых грехах, говорит: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6:7). Толкуя этот стих Псалтири, Евфимий ЗигабенЕвфимий Зигабен — византийский богослов, монах и экзегет XI–XII веков. замечает:
«Днем отвлекают меня от этого разные заботы, а потому время отдыха от дневных забот (т. е. ночь. – Прим. авт.) я и сделаю для себя временем исповедания, когда никто и ничто меня не беспокоит. И действительно, ночное время есть время самое удобное для раскаяния».
Другое дело — молитва в храме, где особо присутствует благодать Божия, совершаются таинства и богослужения, существуют освященные веками традиции, что нужно делать и как себя вести. То же самое и во время чтения молитвенного правила дома перед иконами. Согласитесь, было бы странным во время соборной молитвы в храме прилечь на лавку или устроиться на диване перед иконами с молитвословом в руках дома. Помимо благоговения по отношению к Богу и святым, которое мы выражаем, когда стоим, замечено, что при молитве стоя гораздо легче сосредоточиться, чем при молитве сидя и тем более лежа.
Хотя, конечно же, бывают ситуации, когда даже перед иконами люди молятся лежа, потому что не могут встать из-за болезни. «На одре́ боле́зни моея́ и не́мощи низлежа́щу ми́, я́ко Боголюби́ва, помози́, Богоро́дице, еди́на Присноде́во» (На одре болезни моей и немощи лежащему, помоги мне, Богородица, как любящая добро, единственная вечно девственная) — так дословно звучит одно из прошений канона молебного к Пресвятой Богородице. Читать молитвенное правило лежа не грех, если человек болеет. Но важно, честен ли человек перед собой, правда ли он немощен или оправдывает мнимым бессилием и усталостью свою лень.
Итак, не грех молиться лежа, если речь идет о внутренней, «умной» молитве, которую человек совершает непрестанно, в любом состоянии, или если по уважительной причине молиться стоя просто невозможно. Но если человек чувствует себя хорошо, если он здоров и физически крепок, молитва стоя служит выражением его благоговения и любви к Богу и святым, к которым он обращается в молитве.