Авторству этого архитектора принадлежат Приоратский дворец в Гатчине, усадьба Гавриила Державина на Фонтанке, главный дом усадьбы Знаменское-Раек, валунный мост в усадьбе Василево, «Львовская ротонда» в Валдае и еще много других памятников.
За двадцать с небольшим лет им были созданы уникальные постройки в Санкт-Петербурге, Торжке и его окрестностях, Москве и Подмосковье, ставших признанными образцами красоты в архитектуре.

В 2023 году исполнилось 270 лет со дня рождения Николая Александровича Львова, выдающегося русского архитектора, художника, историка, поэта и переводчика. И мы отправляемся в Тверскую область, в город Торжок и его окрестности, чтобы ближе познакомиться с его творчеством.

Здесь нет интернета, нет дорог, в полузаброшенных деревнях почти не осталось жителей. А на лесной дорожке вполне ожидаемо столкнуться нос к носу с медведем. Тем удивительней, прошагав по этой дорожке три с половиной километра, увидеть на небольшой поляне красавец храм в окружении могучих елей. Еще удивительней узнать, что автором этого архитектурного шедевра является известный русский архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, родившийся недалеко от древнего Торжка.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова
Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1789 г.

Строго говоря, Львов не был профессиональным архитектором — у него не было специального образования. При этом за свою недолгую жизнь он успел побывать агрономом, писателем, художником и даже собирателем народного фольклора, а большую часть жизни он прослужил в почтовом ведомстве. В 1781 году Львов побывал в Италии и навсегда влюбился в итальянскую архитектуру. Особенно поразил будущего архитектора открытый купол римского Пантеона, через который в храм проникал необычный рассеянный свет. Но это Италия — здесь всегда тепло и почти не бывает дождей. А в России если не идет дождь, то обязательно идет снег. И Львов придумал гениальное решение — двойной купол.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова
Собор святого Иосифа в Могилёве / Wikipedia / Общественное достояние

«…По причине климата не можно было сделать по примеру Пантеона открытый свод, придающий зданию отменное величество; сие принудило сделать два свода, из коих первый, имеющий в середине отверстие и двенадцать сквозных нишей, открывает другой свод, на котором написанные в облаках Слава и 12 апостолов, освещенные ярким светом, посредством невидимых изнутри окон, отображают открытое небо, через которое, однако, ни дождь, ни снег идти не могут» — пишет он в пояснительной записке к проекту Иосифовского собора в Могилеве, одного из первых творений начинающего архитектора.

Наше путешествие начинается в Торжке. Здесь находится древнейший в Северо-Западной Руси Борисоглебский монастырь, основанный в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским. В 1784 году было принято решение старую церковь, построенную еще преподобным Ефремом, разобрать и построить на ее месте новую. При заложении нового храма присутствовала лично императрица Екатерина II, которая 9 июня 1785 года положила первый камень в основание будущего собора.

Борисоглебский собор построен по проекту Николая Александровича Львова и считается одним из самых выдающихся творений архитектора. К сожалению, все внутреннее убранство собора, в том числе 37 икон работы В. Л. Боровиковского, было утрачено. Сейчас в храме ведутся восстановительные работы.

Одной из излюбленных архитектурных форм архитектора можно считать круглый храм-ротонду. Именно такой храм Воскресения Христова, храм-усыпальницу, Львов строит в своем родовом имении Никольское-Черенчицы. Здесь великий архитектор-самоучка родился, здесь обрел вечный покой. «Я думал выстроить храм солнцу.., чтобы в лучшию часть лета солнце садилось или сходилось в дом свой покоиться. Такой храм должен быть сквозным.., с обеих сторон его лес. Но где время? И где случай?» — пишет Николай Александрович.

«Никольское-Черенчицы заинтересовали меня тем, что они были испытательным полигоном для хозяина, — делится впечатлениями Людмила Попова, редактор портала "Львиная доля городских новостей". — Здесь он экспериментировал с вентиляцией, отоплением, светом. Ни в одной русской усадьбе, тем более XVIII века, не было ничего подобного: кондиционер c эффектом ароматизации, паровое отопление, подземный водопровод. То, что уцелело, поражает даже сейчас». Николай Александрович Львов, его супруга Мария Дьякова и несколько поколений их потомков были погребены в Воскресенском храме. После революции их останки были распылены вокруг церкви и по всему усадебному парку.

Усадьба Арпачево, родовое гнездо Львовых, расположилась на берегу речки Таложенки. В 1783—1791 годах Львов строит здесь Казанский храм и колокольню, называемую в народе маяком христианства. Освящение храма состоялось 16 августа 1791 г. На семейное торжество съехались все Львовы. Об этом событии Николай Александрович писал: «Вообрази себе и меня, сделавшегося архитектором нашествием Духа и в церкви своего произведения благословляющего силу Его; прибавь еще хор семи братов и трех сестер, согласно и красно поющих Его славу и торжество правящего голосами их отца, строителя храма, доброго дяди моего».

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова
Колокольня в Арпачево

Если приглядеться, то можно увидеть, что колокольня имеет легкий наклон, но колокольня наклонилась не от времени и не из-за ошибки в проекте: именно такой она и была задумана изобретательным Львовым. Церковь, возведенная мастером, знаменита необычным пальмовым иконостасом. «Пальмы у меня поддерживают из их же ветвей сплетенную сквозную решетку, …несколько херувимов с вайями переплетенное их орудие защищают оный от рук недостойных, дозволяя, однако глазу прелестью святыни приводить души их к покаянию…» Необычный пальмовый иконостас Львова простоял сто лет. В 1891 г. его заменили новым, двухъярусным, полукруглой формы, с колоннами. От старого иконостаса остались живописные работы Боровиковского, часть которых была вмонтирована в новый иконостас.

Говоря о творчестве Николая Львова, невозможно не заметить его архитектурный шедевр в усадьбе Прямухино.

Прямухино знаменито тем, что здесь родился и провел свои ранние годы русский мыслитель, один из идеологов народничества Михаил Бакунин. Здесь сохранилась еще одна жемчужина гения: Троицкая церковь. В облике храма в полной мере отразились все архитектурные приемы, которые так любил архитектор — двойной купол, пандус, ведущий к храму, который так напоминает валунный арочный мост.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова

А мы отправляемся в бывшее село Горницы. Это сейчас здесь тишина, а совсем недавно, всего двести с небольшим лет назад здесь кипела жизнь. По торговым трактам, соединявшим большие города, шли караваны с товаром, по рекам, некогда полноводным, плыли купеческие суда.

Село Горницы расположено на правом берегу реки Поведь, в сорока километрах от Торжка. В первой половине ХVII века усадьба Горницы принадлежала Кривским, в 1652 году была передана роду Беклемешевых, которые владели имением до начала XX века. Незадолго до Октябрьской революции усадьбу покупает купец Пантюшкин.
Уже в наши дни последние жители покинули село, поэтому добираться до усадьбы пришлось пешком по разбитой лесной дороге протяженностью около трех километров.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова

От усадьбы не осталось почти ничего. Но сохранилась Владимирская церковь, которую «гений вкуса» построил в 1795 году. Единственным жителем села является Ирина Инфантьева, архитектор из Санкт-Петербурга, которая так полюбила Владимирский храм, что поселилась на лето в домике по соседству.

Николай Львов создал огромное количество усадебных ансамблей, многие из которых сохранились до сих пор, многие оказались разрушены временем. Мы направляемся в архитектурно-этнографического музей Василево, расположенный в бывшей усадьбе Василево, к созданию которой приложил руку Николай Львов. Усадебный дом, правда, не сохранился, но зато здесь можно увидеть каскадную систему прудов, а также знаменитый каменный мост с двумя гротами-вольерами, в народе прозванный «чертовым». Этот мост можно увидеть в фильме «Ночной дозор» в сцене битвы добра и зла. Вообще идея каменных арочных мостов не нова — в округе можно разыскать множество таких мостов, правда, меньших размеров. Один из таких мостиков можно увидеть недалеко от усадьбы Грузины.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова
Храм Петра и Павла в Переслегино

Ну и конечно же, один из самых знаменитых храмов Николая Львова — необыкновенной красоты храм Петра и Павла в селе Загорье, ныне Переслегино, построенный в 1775 году и освященный 25 июля 1802 года. С конца XVII века Переслегино было вотчиной рода Полторацких. В селе существовала небольшая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Со временем она сильно обветшала, в результате чего было принято решение о строительстве нового каменного храма во имя Святых апостолов Петра и Павла.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова

Три века назад переслегинские земли принадлежали помещикам Полторацким. Марк Поторацкий, директор Императорской певческой капеллы, и заказал проект храма у Львова, с которым дружил. Архитектура этого памятника в стиле древнеримских построек поражает исследователей до сих пор. Две звонницы, портик с шестью колоннами, далее, в трапезной, еще 18 колонн.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова

Особенно впечатляет двойной свод: падающий сквозь 12 окон барабана свет, отражаясь от нижнего купола, освещает 12 фресок с изображениями апостолов. Сейчас в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы, регулярно приезжают волонтеры, периодически служатся молебны. Вот и в день нашего приезда состоялся молебен, который отслужил настоятель Петропавловского храма иерей Александр Рабцун.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова

Переслегинский храм мог бы украсить собой любой крупный город. Есть надежда, что храм, который опекает благотоворительный фонд «Белый Ирис», будет восстановлен, и здесь в полной мере возобновится литургическая жизнь.

Ну а наше путешествие незаметно подошло к концу. Здесь, в Торжокском районе сохранилось еще великое множество памятников архитектуры, но формат путешествия выходного дня, к сожалению, не позволяет охватить их все за короткий промежуток времени, но зато дает возможность любому из нас поближе познакомиться с творчеством великого архитектора.

Гений Тверской глуши: двойные своды архитектора Николая Львова

Благодарим благотворительный фонд «Белый Ирис» за путешествие, организованное в рамках проекта «Шедевры русского села» при поддержке Фонда президентских грантов и турагентства «Русский путешественник».

0
1
Сохранить
Поделиться: